РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Приватизация
13.12.2016

Как в судебном порядке выкупить (приватизировать) участок земли

Выкуп земельных участков

Выкупить земельный участок в суде

Российское земельное законодательство достаточно подробно регулирует процедуру выкупа (приватизации) земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Однако, как показывает практика, избежать сложностей удается очень немногим из них.

Наиболее распространенными проблемами, возникающими во время приватизации земельных участков, стали, как отказ уполномоченных органов (будь то органы местного самоуправления, или органы государственной власти), имеющих право на заключение необходимого договора купли-продажи земельного участка, так и бездействие этих органов.

Отчуждение земельных участков в собственность на данный момент не является выгодным для вышеупомянутых органов, потому как до 01 января 2012 года на территории России действуют льготные ставки на приватизацию земли. Очевидно, что экономически до окончания этого срока выигрывают собственники объектов недвижимости, выкупающие землю.

Не стали исключением в этом вопросе Москва и Московская область, где, как и в других регионах России, чиновники стараются затягивать с решением о выкупе и подписанием договора купли-продажи. Только ставки в решении вопроса приватизации земли достаточно высоки, по сравнению с другими регионами.

Существует два варианта развития ситуации: или арендаторы и землепользователи начинают бороться за свои попранные права, или же они подчиняются решениям уполномоченных органов и покорно ждут наступления 01 января 2012 года.

Самый действенный способ защиты прав землепользователей и арендаторов в Москве и Московской области - это обращение в судебные инстанции за тем, чтобы заставить органы местного самоуправления или государственной власти следовать букве закона и позволить арендаторам и землепользователям приватизировать земельные участки.

Закон четко регламентирует судебную процедуру, а также время, отведенное на ее проведение. Если сравнивать ее с процедурой принятия решения о выкупе земельного участка уполномоченным органом, то прозрачность первой является неоспоримо выше. Кроме того, решение суда, которое не устроит истца, всегда может быть обжаловано в вышестоящей судебной инстанции.

В ряде случаев судебная защита может стать единственной возможностью восстановить нарушенные права собственников объектов недвижимости. К таким случаям следует отнести:

- если договор купли-продажи земельного надела заключается по цене, которая не соответствует закону и является завышенной;

- если выкупаемый надел земли урезают (уменьшают) по площади («по фундаменту» объектов недвижимости, которые находятся на данном участке);

- если уполномоченный орган или отказывает в выкупе участка земли, или уклоняется от него.

Юристы Московской областной земельной компании, имеющие огромный опыт в положительном разрешении подобных вопросов, могут оказать неоценимую помощь практически по всему их спектру, будь то:

- проведение устных и письменных консультаций по вопросам, связанным с защитой прав собственников недвижимого имущества, как в случае получения ими в уполномоченных органах отказа в выкупе (приватизации) надела земли, так и в случае бездействия вышеупомянутых органов;

- выступление в судебных инстанциях на стороне истца по делам, связанным с признанием незаконными, как отказа органов местного самоуправления или государственной власти в выкупе участка земли (приватизации земельных участков), так и бездействия этих органов, а также с понуждением заключения договора купли-продажи спорного участка земли;

- защита в судебных инстанциях интересов землепользователей и арендаторов, по исковым заявлениям, связанным с оспариванием размера цены выкупа надела земли;

- защита в судебных инстанциях интересов собственников объектов недвижимости в делах, связанных с оспариванием границ спорных участков земли, а также с их незаконным изменением;

- представление в судебных инстанциях интересов землепользователей и арендаторов, вытекающих из реализации их законных прав на приобретение ими в частную собственность тех участков земли, на которой расположена их недвижимость.

Какие существуют основания для отказа в выкупе наделов земли?

Действующее российское земельное законодательство предоставляет исключительное право собственникам объектов недвижимости приватизировать (приобретать в собственность) участки земли, находящиеся в собственности, как государства, так и муниципального образования, на которых располагаются объекты недвижимости.

Земельный Кодекс РФ оговаривает, как процедуру рассмотрения уполномоченными органами заявлений о выкупе вышеуказанных участков земли, так и сроки ее проведения.

Также действующее на территории РФ земельное законодательство четко оговаривает условия, когда землепользователям и арендаторам земельных наделов, относящихся к собственности государства или муниципального образования, может быть в приобретении их в частную собственность отказано. Это могут быть случаи, когда:

- участок земли изъят из оборота;

- оборот участка земли ограничен (когда земельное законодательство не разрешает приватизировать такие земельные наделы);

- федеральное законодательство запрещает выкуп в частную собственность участков земли;

- надел входит в состав земельного резерва для нужд государства или муниципального образования.

Никакие прочие условия не могут стать основаниями для отказа в приватизации участка земли, являющегося, как муниципальной, так и государственной собственностью. Право на приватизацию земли ограничивается только условиями, прописанными в Земельном Кодексе РФ. Не могут применяться никакие другие нормативные акты, ограничивающие право на приобретение в собственность наделов земли, созданные, как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти субъектов РФ.

Землепользователям и арендаторам, желающим воспользоваться правом на выкуп земельного участка из государственной или муниципальной собственности, стоит очень серьезно подходить к выполнению формальных требований закона, так как в противном случае в выкупе (приватизации) может быть отказано на вполне законных основаниях. Вышеуказанным лицам следует обратить особое внимание на соблюдение процедуры обращения за предоставлением земли в частную собственность, а также на формирование полного пакета документов. Нередки случаи отказов именно по этим основаниям, если на необходимых земельных участках располагаются либо самовольные постройки, либо сооружения, которые являются принадлежностью третьих лиц.

Во многих случаях причинами отказа в выкупе испрашиваемых земельных участков становятся иные, не предусмотренные Земельным Кодексом РФ основания.

Зачастую органы государственной власти или местного самоуправления причиной для отказа в выкупе земельного надела называют основание, предусмотренное российским законодательством, причем никаким образом это не аргументируя. Хотя именно эти органы должны предоставлять доказательства наличия подобных оснований, иначе такой отказ будет являться не только немотивированным, но и несоответствующим закону.

Еще одним обстоятельством, на которое достаточно часто указывают уполномоченные органы в случае отказа в приватизации земельных участков, является факт несоответствия его площади и площади, расположенных на нем зданий или строений. Хотя, с формальной точки зрения, это не может стать причиной, по которой будет отказано в выкупе, но вот причиной сокращения площади земельного надела это обстоятельство стать может.

Любой отказ органов государственной власти или местного самоуправления в приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит обжалованию в судебной инстанции.

Московская областная земельная компания предоставляет весь спектр организационно правовых услуг, касающихся вопросов выкупа земельных участков из государственной или муниципальной собственности:

- проведение анализа градостроительных регламентов, который позволит определить правовой статус земельного надела, установить имеющиеся основания для отказа в его приватизации, и ограничения, не позволяющие использовать его в хозяйственной деятельности;

- подробное изучение правил землепользования застройки, их проектов, генеральных планов поселений, документов градостроительного зонирования и территориального планирования с дальнейшим составлением заключения о наличии всех имеющихся и подлежащих установлению ограничениях на использование испрашиваемых участков земли;

- анализ заключений, полученных от государственных органов об имеющихся на испрашиваемый земельный надел градостроительных регламентах;

- анализ всех возможностей оформления приватизации на участки земли;

- устные и письменные консультации, связанные с перспективами рассмотрения исковых заявлений в судебных инстанциях по делам, касающимся либо отказов в приватизации уземельных участков, либо бездействия уполномоченных органов, а также способов ведения линии защиты в суде;

- защита прав землепользователей или арендаторов в уполномоченных органах, по вопросам, связанным с выкупом земельных наделов в частную собственность, а также выявления имеющихся оснований для отказа или отсутствия таковых;

- отстаивание интересов и прав собственников объектов недвижимости в судебных инстанциях различного уровня по исковым заявлениям о признании незаконными, как отказа в приватизации надела земли, так и бездействия уполномоченных органов, а также о понуждении уполномоченного органа заключить договор купли-продажи испрашиваемого надела земли.


← Назад к списку новостей