РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(495)664-54-53

info@oblzemli.ru

пн-вс 10.00 - 20.00

Выкуп земельного участка под зданиями и строениями

Выкуп земельного участка под зданиями и строениями

Сегодня действует новый порядок выкупа земли из аренды. Стоит отметить, что нововведение особенно выгодно для тех арендаторов, которые имеют на арендованном земельном участке приватизированную недвижимость. Это, согласно новой редакции Закона, становится основанием для выкупа земли по цене, не превышающей его кадастровую стоимость. Точная стоимость регулируется в зависимости от месторасположения земельного участка.


Желаете разобраться со всеми тонкостями льготного выкупа земли? Специалисты нашей компании помогут Вам в этом вопросе.


10.12.2016

Признание незаконным решения ДЗР Москвы

Арбитражный суд города Москвы рассмотрел в судебном заседании делопо заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АРС» к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным решения Департамента


УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "АРС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов городаМосквы от 18 октября 2011года в оформлениираспоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в границах предоставленного плана БТИ формы М 1:500, расположенного по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить схему расположения запрашиваемого к формированию земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, на кадастровом плане территории земельного участка в границах представленного плана БТИ формы 1:500.

В обоснование заявленных требований ООО "АРС" ссылается на то, что оспариваемый обществом отказ противоречит статье 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя ООО "АРС" на приобретение земельного участка, расположенного под принадлежащими заявителю строениями.

Ответчиком - представителем ДЗР города Москвы, заявленные ООО "АРС"требования признаны не были. В представленном письменном отзыве представитель ДЗР города Москвы ссылается, в том числе на то, что границы спорного участка указаны в Плане земель,
предоставленных в постоянное пользование (в масштабе 1:10000), который входит в Акт на право пользования землей. Таким образом, границы участка были определены изначально и основания для утверждения схемы расположения запрашиваемого земельного участка, как ранее учтенного, отсутствуют.

Перед началом рассмотрения дела по существу Арбитражным судом г.Москвы проверено и установлено соблюдение заявителем ООО "АРС" срока на обращение в Арбитражный суд, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Изучив материалы рассматриваемого дела, выслушав представителей заинтересованных сторон, Арбитражный суд города Москвы суд считает, что требование заявителя ООО "АРС" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов данного дела, ООО «АРС» в соответствии с Планом приватизации является правопреемником СолнечногоРТП, которому данный участокпередан на основании Акта на право постоянного бессрочного пользования от 10. 05.1967 года, выданного на основании Решения Исполнительного комитете Химкинского городского Совета депутатов трудящихся.

В соответствии с Актом на право постоянного бессрочного пользования земельным участком
его площадь, составляет 20,8 гектар.

В соответствии с письмом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) от 18 мая 2010 года в соответствии с «Градостроительным планом развития территории Северного административного округа о 2020 года, утвержденным Постановлением Правительства города Москвы от 02 октября 2001 года, указанный земельный участок расположен в промышленной зоне.

В настоящее время в границах данного участка сформированы земельные участки, расположенные под конкретными зданиями, право собственности,на которые зарегистрировано за третьими лицами, что подтверждается письмом ДЗР01 сентября 2011 года.

На спорном земельном участке также расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю (ООО "АРС") на праве собственности, а также находящиеся находятся на балансе Истца (ООО "АРС"), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

С целью реализации исключительного права, предусмотренного статью 36 ЗК РФ 24 августа 2011 года истец - ООО "АРС" обратилось в службу «Одного окна» ДЗРгорода Москвы с заявлением об оформлении Распоряжения об утверждении схемы расположения
на кадастровой карте территории спорного земельного участка, в границах представленного плана БТИ Формы М 1:500, с приложение документов в соответствии с перечнем.

Письмом от 18 октября 2011года в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в границах предоставленного плана БТИ формы М 1:500,по мотиву отсутствия документация территориального планирования.

Не согласившись с данным отказом, заявитель (истец ООО "АРС") оспорил его в судебном порядке.

Согласно п. 1 статьи 36 ЗК Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 года в соответствии с правилами пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.

В силу ч. 7 ст. 36 ЗК Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В силу абзаца 2 части 7 статьи 36 ЗК Российской Федерации при выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение его границ определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ участка.

Согласно пункта 2 Постановления Правительства города Москвы № 643-ПП от 30 июня 2009 года если земельный участок формируется для его предоставления в частную собственность, в том числе по заявлениям собственников зданий, строений и сооружений, то конфигурация границ и площадь образуемого участка должны обеспечивать минимизацию необходимых для установления обременении и ограничений по его использованию.

При этом в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 11« О некоторых вопросах, связанных применением земельного законодательства» лица, которым земельные участки на таком праве были предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки. Отсутствие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления права постоянного бессрочного пользования на право собственности.

С учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (далее – Регламент), уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.

Образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 11.3 ЗК Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.


Следует отметить, что порядок образования земельных участков, определенный статьей 11.3 ЗК РФ, в силу указания в ч. 1 этой статьи, учитывает и требования, предъявляемые к уполномоченным органам статьи 36 ЗК РФ.

Постановлением Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 46-ПП "Об изменении
принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю" принимать решения об образовании земельных участков уполномочен ДЗР города Москвы.

Кроме того, исходя из норм Федерального закона N 221 "О государственном кадастре
недвижимости", земельный участок считается образованным с момента государственного кадастрового учета, путем внесения уполномоченным органом в государственный кадастр недвижимости сведений, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, определяющими его в качестве индивидуально-определенной вещи (ст. 1 Закона). К таким индивидуальным характеристикам относятся: описание местоположения границ, площадь, адрес, кадастровая стоимость, категория земель, разрешенное использование (пп. 3, 4 п. 1, пп. 7, 8, 11, 13, 14 п. 2 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон).

Ответчик в письменном отзыве ссылается на то, границы спорного земельного участка были определены изначально и указаны в Плане земель, предоставленных в постоянное пользование (в масштабе 1:10000), который входит в Акт на право пользования землей от 10 мая 1967года.

Вместе с тем, из представленных в материалы данного дела документов и признано лицами, участвующими в деле, на данном земельном участке расположены нежилые строения, часть из которых были проданы сторонним организациям.

Данный земельный участок является делимым. Самостоятельный земельный участок, испрашиваемый заявителем с учетом исключения земельных участков, переданных сторонним организациям, а также земельных участков, необходимых для использования жилой застройки, не сформирован.

Возможные причины отказа заявителю в выдаче запрашиваемого документа предусмотрены в пункте 5.1 (подпункты 5.1.1 -5.1.5) Регламента подготовки документов ДЗР города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 года за номером 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009год".

Данный перечень оснований, на основании которых заявителю могло быть отказано в выдаче запрашиваемого документа, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанное ответчиком (ДЗР города Москвы) в письме от 18 октября 2011года основание вынесения оспариваемого решения в вышеуказанный перечень не входит.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности утверждения плана границ спорного земельного участка, судом не установлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что законные основания для отказа в выдаче заявителя схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у ответчика отсутствуют.

При этом оспариваемых отказ препятствует заявителю реализовать право на оформление земельно-правовых отношений на спорный земельный участок.

В связи с чем, требования заявителя ООО "АРС" о признании незаконным отказа ДЗР города Москвы по заявлению истцаот 18 октября 2011года в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежат удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ с возложением на ответчика обязанности устранить права изаконные интересы заявителя путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка,с выдачей истцу
соответствующего распоряжения на основании заявления.

На основании статьи 13 ГК РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 75, 167-170, 198, 201 АПК РФ

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение ДЗР города Москвы, оформленное письмом от 18октября 2011 года об отказе в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в границах предоставленного плана БТИ формы М 1:500.

Обязать ДЗР города Москвы в 15-дневный срок с даты вступления решения в законную силу утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка,с выдачей ООО «АРС» соответствующего распоряжения на основании заявления ООО «АРС»
от 24 августа 2011года.



← Назад к списку новостей