РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Статьи
19.12.2016

Общие вопросы приватизации земельных участков

Приватизация земли Приватизация земельных участков гражданами - это добровольная и безвозмездная передача в собственность земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Приватизация земельных участков имела несколько исторических этапов. Первый этап, с которого началась приватизация земельных участков, связан с принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года №374-1 «О земельной реформе» и ряда других нормативных актов. Тогда гражданам предложили или сохранить ранее предоставленные на праве постоянного пользования земельные участки, или получить их в собственность. Бесплатно передавали земельные участки или части земельных участков в пределах норм их предоставления. Нормы предоставления земельных участков для бесплатной приватизации были разными для каждой сельской администрации, и соблюдение их строго контролировалось.

Так, например, семья, постоянно проживающая в жилом доме в деревне, пользовалась земельным участком размером 24 сотки, предоставленным под личное подсобное хозяйство. В 1991 году, когда приватизация земельных участков, начала свою работу, при обращении в администрацию сельского округа, глава личного подсобного хозяйства мог получить в собственность и бесплатно только часть земельного участка. Например, установленный норматив предоставления земельных участков был - 9 соток. Вот и получал в собственность бесплатно гражданин 9 соток вместо 24. Все, что касалось оставшейся части земельного участка, граждане имели право выкупить у сельской администрации в собственность, либо получить в пожизненное наследуемое владение.

Второй этап приватизации связан с принятием Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года. На данном этапе был введен запрет на предоставление гражданам земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, и было гарантировано право на однократную и бесплатную приватизацию. Тем не менее, с граждан не сняли обязанность нести расходы по оформлению права собственности на земельные участки, такие как: межевание, оплата государственной пошлины. Данные расходы в некоторых районах Российской Федерации были настолько значительны, что нередко превышали стоимость самих участков.

Необходимо отметить, что специального закона, регламентирующего приватизацию земельных участков, не принято. В Земельном кодексе теме приватизации земли выделена только одна статья (ст.36), посвященная в целом вопросам приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Отсутствие достаточной правовой базы в такой непростой сфере, как приватизация земли, различных по своему режиму, целевому назначению, землеотводным документам, и т.п., вызывает многочисленные споры на стадии принятия соответствующих решений местной администрацией и трудности при их разрешении судами.

Казалось бы, все просто, имеешь в пользовании земельный участок - иди оформляй его в собственность при наличии всего двух документов: кадастрового паспорта и правоустанавливающего документа, подтверждающего выделение земельного участка. Но и тут имеются подводные камни. Дело в том, что в кадастровый паспорт вносятся данные, указанные в правоустанавливающем документе, который предоставляется в Федеральную службу государственой регистрации, кадастра и картографии для постановки земельного участка на кадастровый учет. К таким данным, в частности, относятся: категория и вид разрешенного использования земельного участка. Как показывает практика, в большинстве случаев, такие данные в правоустанавливающих документах отсутствуют. Это означает, что выданный Вам кадастровый паспорт не будет принят в качестве необходимого документа для государственной регистрации права собственности на земельный участок , так как данные о земельном участке нуждаются в доработке.

При отсутствии в кадастровом паспорте таких данных, как вид разрешенного использования следует обратиться с заявлением в отдел по управлению муниципальным имуществом. Через некоторое время, соблюдая определенные процедуры, вы получите документ, устанавливающий вид разрешенного использования. Но никто не даст Вам гарантию, что разрешенное использование земельного участка будет то, которое Вас устраивает и которое имеет место фактически.

При отсуствии в кадастровом паспорте таких данных, как категория земельного участка следует обратиться с заявлением об установлении категории в Архитектуру района на территории которого расположен данный земельный участок. Через некоторое время, вы получите необходимый документ.

Затем, при условии, что все данные в выданных документах Вас устраивают, все сдается снова в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка.

Сложности при приватизации земли возникают практически у всех, кто вынужден обращаться в государственные органы за решением данного вопроса. И отчаявшись решить вопрос приватизации земли в общем порядке, граждане обращаются в суды с исками о признании права собственности на землю.

Приватизация земли сегодня вопрос не простой и требующий специальных знаний. Как много граждан столкнулось с данной проблемой при оформлении права собственности на земельные участки и не все в состоянии решить его самостоятельно, многие вообще отказались от его решения. Не стоит отчаиваться, вопрос приватизации земли стоит решать с профессионалами, ища возможные решения вместе.



← Назад к списку новостей