РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Статьи
23.12.2016

В.М. Ерошкин "ДОМ ПО СНОС?!" страница 1

ВВЕДЕНИЕ

Российское законодательство уделяет большое внимание регулированию правоотношений по по­воду недвижимого имущества. Это объясняется тем, что недвижимость является одним из самых ценных объектов гражданских прав. Кроме того, права на не­движимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы большинства граждан и юридических лиц, И, таким образом, имеют высокую социальную значи­мость. В последнее время принято значительное коли­чество нормативных актов, которые определяют по­рядок приобретения земельных участков, зданий, жи­лых и нежилых помещений, иных объектов, а также вопросы государственной регистрации прав на недви­жимое имущество. Несмотря на то что нормативные акты имеют определенные пробелы, а иногда и про­тиворечат друг другу, все же основные, устоявшиеся вопросы, касающиеся заключения различных сделок с недвижимым имуществом, а также процедура го­сударственной регистрации прав на недвижимость большинству наших граждан достаточно хорошо знакомы. Несомненно, немалую роль в этом сыграло вовлечение миллионов наших сограждан в процесс приватизации жилья и достаточно бурное развитие рынка жилья, как первичного, так и вторичного. А вот что касается оснований прекращения права собствен­ности, например таких, как гибель или уничтожение имущества, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, то здесь ситуация с право­выми познаниями граждан несколько иная и отлича­ется она не в лучшую сторону. Причин этому несколько, но главная причина, на наш взгляд, заключается в следующем. Основные вопросы, касающиеся сноса зданий и сооружений, «разбросаны» по многим нормативным правовым актам, причем как федеральным, так и ре­гиональным. Такая «разбросанность» не позволяет заинтересованному лицу, будь то гражданин или юри­дическое лицо, создать для себя целостную картину правового регулирования сноса зданий и, самое глав­ное, определенных правовых последствий этого. Че­ловек, не являющийся специалистом в этой области знаний, с трудом может разобраться в данных вопро­сах. Между тем конфликтные ситуации, связанные с изъятием земельных участков, со сносом недвижимо­го имущества, и особенно жилых домов, не так уж и редки. Некоторые из них благодаря средствам массо­вой информации приобрели общероссийскую извест­ность. Более того, с определенной уверенностью мож­но предположить, что количество острых конфликт­ных ситуаций со временем будет только возрастать. Пользуясь правовым нигилизмом граждан, являю­щихся собственниками объектов недвижимости (в не­которых случаях не только собственниками), фирмы-застройщики, инвесторы, да и чего греха таить, порой и органы исполнительной власти стараются при сносе как можно меньше дать, но как можно больше полу­чить.

Кроме того, надо иметь в виду, что причин, по которым может быть осуществлен снос объектов не­движимости, принадлежавших тому или иному лицу, довольно много. Начиная от сноса зданий, строений и сооружений, построенных ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения и за­канчивая сносом объектов недвижимости по причине их самовольного строительства. Зная о том, насколь­ко обветшал наш жилищный фонд, становится по­нятно, что рано или поздно рассматриваемый нами вопрос коснется очень многих жителей нашей страны. Ведь ничто не вечно под луной, и аварийного жилья, к сожалению, становится все больше. Снос объектов, в конечном счете, может быть осуществлен также и по решению самого собственника. Однако кто бы ни принимал решения о сносе и какие бы причины ни подтолкнули к принятию таких решений, очевидным является одно: такие действия должны проходить с максимальной юридической безопасностью для лиц, интересы которых так или иначе будут затронуты. оформление недвижимости.

Справедливости ради надо все же отметить, что снос объектов недвижимости - это не обязательно клубок неразрешимых противоречий. При разумных, Законных, согласованных действиях всегда можно найти баланс интересов. В конечном счете ведь многие понимают, что часто снос диктуется объективной не­обходимостью, особенно в крупных городах, а именно нехваткой земельных участков. На месте снесенных объектов, например ветхих жилых домов, появляются новые, современные, увеличивая количество квартир на рынке жилья.

Снос объекта недвижимости - это уничтожение данного объекта. Согласно ст. 235 ГК РФ при уничто­жении имущества право собственности на него пре­кращается. А как же быть с «вытекающими отсюда по­следствиями»? С зарегистрированным ранее правом собственности на снесенный объект, с его учетом в ор­ганах технической инвентаризации и учета объектов недвижимости? Да и решение вопроса с налогом на имущество является нелишним. На эти и многие другие вопросы в доступной форме отвечает автор данного пособия.

Кроме того, учитывая, что чаще всего нарушают­ся права и законные интересы граждан, чье жилье по­пало под снос, автор рассматривает связанные с этим проблемы в отдельном разделе пособия. Здесь доход­чиво, на основе действующих нормативных правовых актов, как федеральных, так и «местных» (в основном на примере столицы), разъясняются собственникам и нанимателям жилья их права при сносе жилого дома, вопросы компенсаций, выкупа, возмещения убытков, предоставления нового жилья и многие другие, не ме­нее важные вопросы.

Определенное место в книге автор уделяет также рассмотрению способов защиты гражданских прав, показывает возможности, которые предоставляет дей­ствующее законодательство для защиты прав и инте­ресов лиц, которые были лишены права собственно­сти или иного права на недвижимость в связи со сно­сом. Учитывая, что по данной категории дел решения судов не отличаются единообразием, рекомендации автора помогут многим людям наиболее эффективно отстаивать свои права в судебном порядке.

Рассматривая в настоящем издании проблемы сноса объектов недвижимости, автор не затрагивает чисто техническую сторону дела (по крайней мере, только общие вопросы). Наша цель - детально рас­смотреть и донести до читателя вопросы правового регулирования сноса объектов недвижимости, кото­рые по своей сложности не уступают вопросам стро­ительства. Иными словами, поговорка «ломать - не строить» здесь точно не подходит.

Думается, что данное пособие будет интересно не только гражданам, но и предпринимателям, так как автор раскрывает и проблемы бизнеса, прямо или кос­венно связанные со сносом объектов недвижимости.

СНОС ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ: ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

1.1. Снос объектов недвижимого имущества: это нужно знать

При рассмотрении вопросов, составляющих пред­мет настоящего пособия, прежде всего необходимо разобраться в некоторых понятиях, терминах, опре­делениях, таких, например, как «недвижимое имуще­ство», «здания», «сооружения», «строения», «поме­щения» и т.д.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение ко­торых без несоразмерного ущерба их назначению не­возможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Недвижимостью при­знается также предприятие в целом как имуществен­ный комплекс. Право собственности и другие вещ­ные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат обязательной государственной регистрации органами, которые осуществляют государственную регистра­цию прав на недвижимость и сделок с ней.

Нас в данном случае интересуют объекты недви­жимости, которые созданы в процессе деятельности человека: здания, сооружения, объекты незавершен­ного строительства и иные объекты, о которых будет сказано ниже.

Надо отметить, что какого-либо четкого законода­тельного разграничения между понятиями «здание» и «сооружение» нет. Под зданиями, как правило, пони­мают архитектурно-строительные объекты, назначе­нием которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населе­ния, хранения материальных ценностей и имеющих в качестве основных конструктивных элементов стены и кровлю. К зданиям обычно относят объекты капи­тального типа, где люди находятся (могут находить­ся) достаточно продолжительное время.

Под сооружением согласно общепринятой терми­нологии обычно понимают инженерно-строительный объект, предназначенный для выполнения общих функций процесса производства (например, мосты, порты, вышки, скважины) и относящийся к основным средствам производства. Иными словами, сооруже­ния служат чисто техническим целям.

В литературе и в законодательстве (например, ст. 222 Гражданского кодекса от 30 ноября 1994 г. М51-ФЗ (далее - ГК РФ), ст. 35, 36 Земельного ко­декса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) используется также термин «строение». Соглас­но Словарю русского языка СИ. Ожегова строение означает «здание, постройка». По мнению многих ав­торов, термин «строение» фактически охватывает два понятия - здания и сооружения. Согласно ст. 1 Гра­достроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) к объекту капитального строительства относятся здание, строение, сооруже­ние, объекты незавершенного строительства, за ис­ключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденном Госстроем России, при разъ­яснении понятия «жилое здание» указывается следу­ющее: «На земельном участке здания подразделяются на основные и служебные. Основным называется зда­ние, которое среди других на земельном участке явля­ется главенствующим по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению. Слу­жебным называется строение, которое по отношению к основному зданию имеет второстепенное значение на земельном участке. К числу служебных строений относятся гаражи, гаражи индивидуального пользова­ния, навесы, дворовые погреба и т. п.». оформление недвижимости.

Несколько слов необходимо сказать о помещени­ях. В ст. 130 ГК РФ помещения (как и строения) сре­ди объектов недвижимого имущества не указаны, в то время как их без сомнения следует отнести к недви­жимому имуществу. Легального определения поме­щения в ныне действующих правовых актах нет.

Такое определение содержалось в ранее действо­вавшем законодательстве. Согласно ст. 1 ФЗ «О то­вариществах собственников жилья» (утратила силу в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ) помещение - это единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), выделенная н натуре, предназначенная для самостоятельного ис­пользования для жилых, нежилых или иных целей, находящаяся в собственности граждан или юридиче­ских лиц, а также России, субъектов РФ и муници­пальных образований.

В действующих правовых актах упоминается по­нятие помещения. Так, согласно ч. 2 п. 6 ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ (далее по тексту - Закон о регистрации) помещениями (жилыми и нежилыми) являются объ­екты, входящие в состав зданий и сооружений. Но­вый Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ (далее - ЖК РФ) (ст. 15) дает определе­ние только жилому помещению. Согласно указанной статье жилым помещением признается изолирован­ное помещение, которое является недвижимым иму­ществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям законода­тель относит жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату (ст. 16 ЖК РФ). Исходя из определения жилого помещения, под нежилым поме­щением следует понимать помещение, которое явля­ется недвижимым имуществом и предназначено для использования в целях, не связанных с проживанием в этом помещении (административные, учебные, про­изводственные, лечебные и т.п. помещения).

О понятии постройки, которое также упоминается в ГК РФ, будет сказано в разделе книги о самоволь­ных постройках.

Говоря сейчас об объектах недвижимого имуще­ства, мы намеренно опускаем и не рассматриваем некоторые вопросы, касающиеся недвижимости, ко­торые на сегодняшний день являются дискуссион­ными. Для нас важным является следующее. Здания, строения, сооружения, помещения - это объекты как вещных, так и обязательственных прав. На них рас­пространяется правовой режим, установленный для недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собствен­ности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственни­ка от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на иму­щество в иных случаях, предусмотренных законом. Пункт 2 вышеуказанной статьи содержит переченьслучаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, допускается принудительное изъятие у собственника его имущества, в том числе:

1) при обращении взыскания на имущество по обязательствам лица (ст. 237 ГК РФ);

2) при отчуждении имущества, которое в силу за­кона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

3) при отчуждении недвижимого имущества в свя­зи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК РФ);

4) при выкупе бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, домашних животных (ст. 240 и 241 ГК РФ);

5) при реквизиции (ст. 242 ГК РФ);

6) при конфискации (ст. 243 ГК РФ);

7) в иных случаях, предусмотренных законом (п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293, п. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ).

Указанный перечень случаев должен соответство­вать ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В данной статье ГК РФ все основания прекраще­ния права собственности разделены (пусть и весьма условно) на:

1) добровольное прекращение права собственно­сти;

2) утрату права собственности по причинам, не за­висящим от воли собственника;

3) принудительное изъятие имущества у собствен­ника.

В рамках настоящего пособия мы остановимся на таких основаниях прекращения права собственности на недвижимость, как гибель и уничтожение имуще­ства, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, которое, как правило, тоже сопровождается уничтожением (сносом) объек­тов на данном земельном участке, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, рассмотрим, как решаются вопро­сы, связанные со сносом жилых домов, в рамках так называемых муниципальных или городских жилищ­ных программ.

Под гибелью или уничтожением обычно понима­ют необратимое физическое прекращение существо­вания вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребно­стей собственника (или иных лиц). Однако, как мы видим в ГК РФ, «гибель» и «уничтожение» разделены союзом «или», что показывает на определенную раз­ницу между этими понятиями.

Принято считать, что причиной гибели является случайное действие или событие. В законодатель­стве (ст. 595, 600, 696 ГК РФ) и на практике (напри­мер, при заключении ряда договоров) чаще можно встретить именно понятие «случайной гибели», а не «гибели». Уничтожение же имущества представляет собой результат разрушающего целенаправленного действия третьих лиц или самого собственника. Не­обходимо отметить, что прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым, иначе, при определен­ных обстоятельствах, признать ее таковой будет за­труднительно. Рассмотрим это на примере с объекта­ми недвижимости.

В случае, если в результате пожара, оползня, наво­днения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то здесь в лучшем случае можно говорить об изменении объекта недвижимости, а не об его уничтожении. Дальнейшее будет зависеть от поведения собственника пострадавшего имущества: он может принять решение о восстановлении имущества или о прекращении права собственности на него. Если собственник выберет второе, это потребует от него совершения определенных юридических действий, так как речь идет о прекращении существования реги­стрируемого недвижимого имущества. Прекращение нрава собственности в этом случае возможно только с внесением записи о прекращении права собствен­ности в Единый государственный реестр прав на не­движимое имущество и сделок с ним (ст. 131 ГК РФ). Собственнику необходимо будет получить разреше­ние на снос объекта (остались часть стен, фундамент и другое), осуществить действия но его сносу, снять объект с технического учета и только после этого на основании решения органов местного самоуправле­ния может быть произведена запись в соответствую­щий государственный реестр о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объекта (более детально порядок осуществления сноса объектов не­движимости будет освещен в последующих разделах книги). Впрочем, даже полное физическое уничтоже­ние объекта недвижимости не освобождает собствен­ника от совершения действий, направленных на юри­дическое оформление прекращения права собствен­ности.

Итак, гибель или уничтожение имущества вле­чет прекращение права собственности постольку, по­скольку исчезает сам объект права. Снос объектов недвижимого имущества - это действия лиц, направ­ленные на уничтожение объектов недвижимости в силу тех или иных причин. Наиболее распространен­ными случаями, которые вызывают необходимость в принятии решения о сносе объектов недвижимости, являются:

1) признание объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) в установленном законом по­рядке ветхими или аварийными;

2) изъятие земельного участка для государствен­ных или муниципальных нужд с находящимися на данном участке объектами недвижимого имущества;

3) возведение самовольной постройки;

4) развитие застроенных территорий;

5) выполнение муниципальных жилищных про­грамм, направленных на обновление жилищного фонда.

Кроме того, решается вопрос о сносе в случае воз­ведения объектов недвижимости ближе установлен­ных строительными нормами и правилами минималь­ных расстояний до объектов систем газоснабжения, на землях автомобильных дорог, в придорожных поло­сах и резервных зонах с нарушением установленного порядка использования этих земель, при нарушении норм действующего природоохранного законодатель­ства и других случаях.

1.2. Каков порядок оформления сноса зданий и как он осуществляется?

Считается, что снос строений - это необходимая, важная, порой довольно затратная часть практически любого строительного процесса. Поэтому не удиви­тельно, что, приступая к рассмотрению вопросов о сносе (демонтаже, уничтожении, ликвидации) объ­ектов недвижимости, мы начинаем разговор со строи­тельства.

Вопросы, касающиеся строительной деятельности в нашей стране, регулируются ГрК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Фе­дерации», а также иными нормативными правовыми актами, в том числе актами, принятыми на региональ­ном и местном уровнях в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно действующему законодательству строи­тельство и реконструкция в России осуществляются на основании разрешения на строительство. Разреше­ние на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной докумен­тации требованиям градостроительного плана зе­мельного участка и дающий застройщику право осу­ществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Законом (ст. 51 ГрК РФ). Данный документ является законным основанием для осуществления строитель­ства и некоторых иных видов строительной деятель­ности. Строительство без надлежаще оформленного разрешения может иметь негативные последствия, и в первую очередь последствия признания постройки самовольной (о самовольном строительстве и его по­следствиях будет сказано ниже).

Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления (за исключением опреде­ленных случаев, установленных ГрК РФ) по месту нахождения земельного участка. В целях строитель­ства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик обращается в уполномоченные на выдачу разрешений органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К данному заявлению застройщик, помимо таких до­кументов, как правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план участка, положительные заключения государственной и госу­дарственной экологической экспертиз, прилагает так­же материалы, содержащиеся в проектной докумен­тации, среди которых обязателен проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.

Кроме того, ГрК РФ закрепил возможность выда­чи разрешения на отдельные этапы строительства, ре­конструкции. Под этапами строительства обычно по­нимают достаточно обширный круг работ. Например, разного рода подготовительные работы, в том числе связанные со сносом зданий и сооружений для нового строительства объектов.

Опираясь на ГрК РФ, в субъектах РФ и муници­пальных образованиях были разработаны и утвержде­ны различные нормативные правовые акты, определя­ющие порядок подготовки нормативных документов для выдачи разрешений на снос или демонтаж объ­ектов капитального строительства на территории со­ответствующих муниципальных образований. Несмо­тря на большое разнообразие таких актов, среди них можно выделить определяющие моменты, касающие­ся основных правил по выдаче разрешений на снос.

Так, отдельным этапом строительства признается производство работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства для:

1) освобождения земельного участка под новое строительство;

2) ликвидации объектов, утративших технологи­ческую необходимость или пришедших в ветхое со­стояние;

3) ликвидации инженерных сетей и коммуникаций.

Как правило, подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на соответ­ствующий отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архи­тектуры и городского хозяйства и т.д.). Подготовка документов для выдачи разрешения осуществляется на основании заявления собственника объекта, кото­рое подается на имя главы администрации. При этом заявитель прилагает следующие документы:

- правоустанавливающие документы на земель­ный участок;

- правоустанавливающие документы на сноси­мый или демонтируемый объект;

- протоколы комиссии (определяемой собствен­ником) при сносе или демонтаже объектов, утратив­ших технологическую необходимость или пришед­ших в ветхое состояние;

- проект организации сноса или демонтажных работ с указанием ограждения мест складирования и т.д.

В некоторых случаях могут потребоваться какие-либо дополнительные документы, например за­ключение соответствующего отдела (или комитета) администрации об изменении или сохранении статуса земельного участка или его параметров. О результа­тах рассмотрения принятых документов администра­ция извещает заявителя, как правило, в течение трид­цати дней.

Завершение сноса или демонтажа подтверждается документами службы технической инвентаризации и актом обследования результатов сноса или демон­тажа объекта, оформляемым собственником объекта (за подписью представителей пожарного надзора, ин­женерных служб, главного архитектора и т.д.).

Кроме того, в таких нормативных актах коротко, н две-три строки, обычно указывают о сносе объектов па участках индивидуального жилищного строитель­ства.

Снос жилых домов и хозяйственных построек на участках индивидуальной застройки производится собственником по своему усмотрению. Основанием для регистрации сноса таких строений являются до­кументы службы технической инвентаризации.

Согласно ст. 48 ГрК РФ в состав проектной до­кументации объектов капитального строительства включается также раздел «проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального стро­ительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объ­ектов капитального строительства)».

В соответствии со ст. 48 ГрК РФ Правительство РФ утвердило Пололсение о составе разделов проект­ной документации и требованиях к их содержанию (далее по тексту - Положение) (постановление Пра­вительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»). Согласно данному Положению про­ектная документация на объекты капитального строи­тельства производственного и непроизводственного назначения должна состоять из двенадцати разделов, требования к содержанию которых и установлены указанным Положением. В разделе первом приводит­ся перечень документов, необходимых для подготов­ки проектной документации на объект капитального строительства, среди которых указаны также следую­щие документы: акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - при необхо­димости сноса жилого дома. оформление недвижимости. сделки с недвижимым имуществом

Седьмой раздел проектной документации «Про­ект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» выполня­ется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства и дол­жен содержать:

1) основание для разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и со­оружений объектов капитального строительства;

2) перечень зданий, строений и сооружений объ­ектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу);

3) перечень мероприятий по выведению из экс­плуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;

4) перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых зданий, строений и сооружений объ­ектов капитального строительства от проникновения людей и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;

5) описание и обоснование принятого метода сно­са (демонтажа);

6) расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого метода сноса (демонтажа);

7) оценку вероятности повреждения при сно­се (демонтаже) инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных сетей инженерно-технического обеспечения;

8) описание и обоснование методов защиты и за­щитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения, согласованные с владельцами этих се­тей;

9) описание и обоснование решений по безопас­ным методам ведения работ по сносу (демонтажу);

10) перечень мероприятий по обеспечению без­опасности населения, в том числе его оповещения и эвакуации (при необходимости);

11) описание решений по вывозу и утилизации от­ходов;

12) перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (при необходи­мости);

13) сведения об остающихся после сноса (демон­тажа) в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях; сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на со­хранение таких коммуникаций, конструкций и соору­жений в случаях, когда такое разрешение предусмо­трено законодательством РФ;

14) сведения о наличии согласования с соответ­ствующими государственными органами, в том чис­ле органами государственного надзора, технических решений по сносу (демонтажу) объекта путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным методом, перечень дополнительных мер по безопасности при использовании потенциально опасных методов сноса.

Кроме того, проектная документация в графиче­ской части должна также содержать:

1) план земельного участка и прилегающих терри­торий с указанием места размещения сносимого объ­екта, сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса (демонтажа) объекта с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования;

2) чертежи защитных устройств инженерной ин­фраструктуры и подземных коммуникаций;

3) технологические карты-схемы последователь­ности сноса (демонтажа) строительных конструкций и оборудования.

Необходимо отметить, что в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения госу­дарственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных СТ. 48 ГрК РФ, либо несоответствие разделов проект­ной документации требованиям к содержанию разде­лов проектной документации являются основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представ­ленных на государственную экспертизу.

Навигация

стр.1 --- стр.2---стр.3--- стр.4--- стр.5--- стр.6--- стр.7--- стр.8


← Назад к списку новостей