РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Статьи
23.12.2016

В.М. Ерошкин "ДОМ ПО СНОС?!" страница 2

Проектная документация утверждается застрой­щиком или заказчиком. В случае, если проектная до­кументация подлежит обязательной государственной акспертизе (ст. 49 ГрК РФ), она утверждается за­стройщиком или заказчиком только при наличии по­ложительного заключения экспертизы.

Понятно, что организация работ по сносу или де­монтажу объектов капитального строительства требу­ет достаточно больших затрат, причем, как мы видим, такие затраты должны закладываться уже на стадии подготовки проектной документации.

Для того чтобы нам в дальнейшем проще было рассматривать взаимоотношения лиц, так или иначе снизанных с проблемами сноса зданий, вначале необ­ходимо ознакомиться с основными участниками стро­ительного процесса (как увидим позже, некоторые из них являются также и основными участниками «сно­симого» процесса).

Согласно законодательству, регулирующему инве­стиционную деятельность в Российской Федерации, субъектами инвестиционной деятельности явля­ются, инвесторы; заказчики; подрядчики; пользова­тели объектов капитальных вложений; другие лица (Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации, осуществляемой в форме капитальных вло­жений»). Очень часто на практике одна организация совмещает функции нескольких участников строи­тельного процесса - инвестора, заказчика (застрой­щика) или подрядчика. Отношения между субъекта­ми инвестиционной деятельности осуществляются, как правило, на основе договоров (или государствен­ных контрактов), заключаемых в соответствии с зако­нодательством РФ.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории России с использованием собствен­ных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Ими могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе догово­ра о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также иностранные субъекты предпринима­тельской деятельности (иностранные инвесторы).

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств фе­дерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ при реализации инвестиционных проектов про­изводится государственными заказчиками в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд».

Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осущест­вляемых муниципальными образованиями за счет средств местных бюджетов, размещаемых на конкурс­ной основе. Расходы на финансирование инвестици­онной деятельности, осуществляемой в форме капи­тальных вложений органами местного самоуправле­ния, предусматриваются местными бюджетами.

Что касается заказчика, то отметим следующее. И различных нормативных актах (и соответственно, в литературе) используется термин «заказчик», «за­стройщик» или «заказчик-застройщик». Не будем сейчас останавливаться подробно на этом вопросе, скажем главное: заказчик-застройщик непосредствен­но осуществляет реализацию инвестиционного про­екта, обеспечивает процесс строительства. Инвестор обычно привлекает в качестве заказчика-застройщика какую-либо специализированную организацию, как правило, давно и успешно работающую в этом сегмен­те экономики, имеющую в штате специалистов, обла­дающих необходимыми знаниями, навыками, квали­фикацией.

Заказчики-застройщики, не являющиеся одновре­менно инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложе­ниями на период и в пределах полномочий, которые определены договором на капитальное строительство или государственным контрактом. Заказчик несет установленную действующим законодательством и (или) договором ответственность перед инвестором за целевое использование его средств.

При подготовке строительства заказчик выпол­няет множество функций, в том числе осуществля­ет необходимые действия по освоению территории и отводу земельного участка. При этом заказчик:

1) оформляет документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строе­ний, очистку территории от мешающих строительству объектов;

2) проводит переговоры с владельцами зданий, строений, сооружений и сельскохозяйственных уго­дий по вопросу сноса объектов;

3) обеспечивает переселение граждан из домов, подлежащих сносу;

4) производит расчет остаточной стоимости сно­симых зданий, строений, сооружений или получает справку об остаточной стоимости сносимых строений от их владельцев;

5) возмещает гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим законодательством РФ стоимость изымаемых строений, земельных участков, насаждений и др.

Заказчик определяет затраты на подготовку и освоение строительной территории. Среди прочих к затратам относятся: выплата компенсаций за сноси­мые строения и садово-огородные насаждения; плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также на уплату земельного на­лога (или арендной платы) в период строительства; выплата компенсаций за произведенные на изымае­мом земельном участке сельскохозяйственные работы (посев и т.д.). Заказчик осуществляет многие другие функции и производит также иные затраты, не ука­занные нами, поскольку они напрямую не относятся к рассматриваемой теме.

Для определения размера материального ущер­ба в связи со сносом (переносом) зданий, строений, сооружений и уничтожением или порчей насажде­ний составляется акт. Данный акт (форма № КС-10, утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. №100 «Об утверждении унифи­цированных форм первичной учетной документа­ции по учету работ в капитальном строительстве и 26 ремонтно-строительных работ») составляется комис­сией, в состав которой должны входить собственник (владелец) здания, строения, сооружения, насаж­дения, подлежащего сносу, или его представитель, представитель заказчика (застройщика) вновь стро­ящегося объекта, представитель бюро технической инвентаризации. В случае необходимости в состав комиссии могут входить представители других заин­тересованных организаций.

О реконструкции

Несколько слов скажем о реконструкции, по­скольку иногда происходит смешение понятий «снос» и «реконструкция».

Действительно, довольно часто на практике под реконструкцией понимают именно снос существую­щего объекта недвижимости и строительство на его месте нового объекта. Такой подход является невер­ным и противоречит нормам действующего законо­дательства РФ. Согласно ГрК РФ (ст. 1) под строи­тельством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объек­тов капитального строительства). ГрК РФ, в отличие от ранее действующего Градостроительного кодекса, дает также определение понятию реконструкция, под которой понимается изменение параметров объек­тов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производ­ственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Анализ данных понятий, их сопоставление по­зволяют сделать вывод о том, что реконструкция, то есть изменение объекта капитального строительства, не требует сноса этого объекта. Поэтому, если в ходе реконструкции осуществляется снос, то он свиде­тельствует о новом строительстве, но никак не о ре­конструкции в понимании, данном ГрК РФ. Кроме того, в таком случае неизменно встает вопрос о при­обретении права собственности на вновь возведенный объект недвижимости (правда, такая ситуация может создаваться намеренно, чаще всего в интересах инве­стора).

В силу ст. 235 ГК РФ, о которой мы уже говори­ли выше, с момента сноса (уничтожения) объекта не­движимости право собственности на него прекраща­ется. Поэтому, если инвестор (заказчик) изначально оформлял документацию на осуществление рекон­струкции объекта недвижимости (с возможным ре­шением вопросов с собственниками, арендаторами, нанимателями и др.), а в результате был осуществлен снос объекта, то в дальнейшем, на стадии оформления документов и регистрации права на возведенный объ­ект, у заинтересованного лица (инвестор, заказчик) могут возникнуть проблемы, которые, вполне вероят­но, придется решать в судебном порядке.

Бывают ситуации, когда лицо, только приступив к реконструкции, обнаруживает, что данный объ­ект по своему техническому состоянию не подлежит реконструкции (например, перед началом работ не провели полного обследования объекта, есть ошиб­ка в расчетах и т.д.). Правильным поведением лица в этом случае будет полное прекращение работ по реконструкции объекта. Если объект к тому же пред­ставляет опасность для окружающих, например гро­зит обвалом, необходимо провести мероприятия, на­правленные на обеспечение безопасности (огородить, выставить охрану и т.д.). Дальнейшую судьбу объекта решает собственник или соответствующий уполно­моченный орган. В случае принятия решения о сносе приступают к подготовке необходимых документов для оформления разрешения на снос.

Об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Как мы уже отмечали, законодательство допускает отчуждение недвижимого имущества в связи с изъя­тием земельного участка. Более подробно об этом ска­жем в других разделах пособия, а сейчас самые общие вопросы.

Действующее российское законодательство уста­навливает порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у соб­ственника. Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для госу­дарственных и муниципальных нужд может осущест­вляться в следующих случаях:

1) выполнения международных обязательств РФ;

2)размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других ва­риантов возможного их размещения;

3)при наличии иных обстоятельств в соответст­вии с федеральными законами, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, участков из зе­мель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в соответствии с законами субъектов РФ (например, изъятие у соб­ственников, землепользователей, землевладельцев земельных участков, занятых природными комплек­сами и объектами, объявленными памятниками при­роды).

Земельное законодательство (ст. 63 ЗК РФ) уста­навливает определенные гарантии прав субъектов земельных правоотношений в случае изъятия у них земельных участков для государственных и муници­пальных нужд. Так, собственник земельного участ­ка письменно уведомляется не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп зе­мельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается толь­ко с согласия собственника.

В соответствии со ст. 63 ЗК РФ изъятие земель­ных участков осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производствен­ных и иных зданий, строений, сооружений, находя­щихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 239 ГК РФ определяет, что в случаях, ког­да изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекра­щения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или прода­жи с публичных торгов в установленном законом по­рядке. Немаловажно, что требование об изъятии не­движимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного само­управления, обратившийся с таким требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно (hi прекращения права собственности на данное не­движимое имущество.

Примеры из судебной практики подтверждают, ЧТО иногда на местах власти не утруждают себя тем, Чтобы осуществлять изъятие земельных участков в строгом соответствии с законом, в результате чего собственники недвижимого имущества вынуждены обращаться в суд за защитой нарушенных прав, при­чем часто небезуспешно.

Так, решением арбитражного суда, оставленного без изменений постановлениями судов апелляцион­ной и кассационной инстанций, было признано недей-i пнштелъным постановление губернатора области об UiMmuu у акционерного общества земельного участ­ка для государственных нужд. Вывод суда обоснован тем, что в указанном постановлении не приведены цели изъятия и не представлены доказательства, обо­сновывающие правомерность позиции органа испол­нительной власти субъекта РФ (постановление ФАС Центрального округа от 12 декабря 2005 г. № А54-1176/2005-С18).

В другом случае арбитражный суд признал неза­конным постановление мэра об изъятии у индивидуаль­ного предпринимателя земельного участка для строи­тельства детской площадки, так как данные цели не соответствуют принципу исключительности, опреде­ленному в ст. 49 ЗКРФ, и не подпадают под основания изъятия земли, допускаемые ЗК РФ. Права собствен­ника недвижимого имущества, таким образом, были защищены (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2005 г. № А58-5774/2004-ФО2-3965/05-С1).

О незавершенном строительстве

Иногда заинтересованным лицам приходится об­ращать внимание на объекты незавершенного строи­тельства с целью их дальнейшего сноса и строитель­ства на освободившемся земельном участке новых объектов.

Как поступать в этом случае заинтересованному лицу, скажем, застройщику?

Один из самых распространенных вариантов (и один из самых «безопасных» по юридическим по­следствиям) - заключение договора купли-продажи объектов незавершенного строительства. Однако для совершения такой сделки необходима предваритель­ная государственная регистрация права собственно­сти на объект незавершенного строительства (если продавец объекта еще не сделал этого). Право соб­ственности на такой объект регистрируется на осно­вании документов, указанных в Законе о регистрации.

Согласно ст. 25 указанного Закона право собствен­ности на объект незавершенного строительства реги­стрируется на основании следующих документов:

1) если земельный участок, отведенный для созда­ния объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собствен­ности заявителя на объект незавершенного строи­тельства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный зе­мельный участок, разрешения на строительство, про­ектной документации и документов, содержащих опи­сание объекта незавершенного строительства;

2) если земельный участок, отведенный для созда­ния объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования Данным земельным участком, разрешения на строи­тельство, проектной документации и документов, со­держащих описание объекта незавершенного строи­тельства.

К вышесказанному необходимо добавить сле­дующее.

Согласно информационному письму Президиу­ма Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февра­ля 2001 г. №59 «Обзор практики разрешения спо­ров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на объект недвижимости, не завершенный строитель­ством, подлежит государственной регистрации только в случае, если он не является предметом действующе­го договора строительного подряда, и при необходи­мости собственнику совершить с ним сделку.

По нашему мнению, сделка купли-продажи объек­та незавершенного строительства будет, совершена без проблем только при наличии следующих условий:

1) заинтересованность продавца в совершении та­кой сделки;

2) продавец - реально существующее юридиче­ское лицо (еще лучше - фактически действующее, учредительные документы и выписка из государ­ственного реестра порой еще ни о чем не говорят);

3)наличие всех документов, необходимых для по­дачи в регистрирующий орган;

4) все документы должны быть надлежаще оформ­ленными и соответствовать требованиям законода­тельства;

5)объект незавершенного строительства, да и сам собственник, сравнительно «молодой», не из «древ­них» времен (будет надежда, что он не так часто менял организационно-правовую форму, форму собственно­сти, документацию периода устоявшегося российско­го законодательства, возможно наличие архива и т.д.);

6)органы местного самоуправления или орга­ны государственной власти заинтересованы в новом строительстве покупателя (застройщика);

7)объект незавершенного строительства не явля­ется самовольной постройкой (право собственности на такой объект зарегистрировать, конечно, можно, но при наличии оснований по ст. 222 ГК РФ).

Однако такая картина является идеальной, на практике все бывает далеко не так, и не только с неза­вершенным строительством, но и с давно «завершен­ными» объектами недвижимости, которые, на первый взгляд, не вызывают никаких сомнений.

Застройщик, заинтересованный в приобретении того или иного объекта с целью его дальнейшего сно­са, должен быть готов к тому, что быстро оформить сделку удается не всегда.

Уже при оформлении сделки часто выясняется, что у продавца отсутствуют многие документы, при­чем по разным причинам: не оформлялись в свое вре­мя вообще, утеряны за давностью лет и т.д. Бывает, что покупатель-застройщик, чтобы ускорить заклю­чение сделки, принимает на себя обязательство офор­мить документы на недвижимость продавца (насколь­ко это возможно - восстановить, получить дублика­ты, заказать изготовление новых и т.д.) и представить пакет необходимой документации в регистрационную службу. Но за короткое время сделать это практиче­ски невозможно. Даже крупные, «солидные», некогда известные на всю страну предприятия часто не имели многих документов на свои объекты недвижимости и земельные. Приходилось очень много времени тратить на собирание необходимых документов. Период времени мог исчисляться не только неделями, но и месяцами. Очень много времени уходит на оформле­ние земельных участков.

Поэтому застройщик (инвестор) должен пони­мать, что если его инвестиционный проект может «по­дождать» какое-то время, это хорошо, а если нет, то есть смысл отказаться от покупки данного объекта и решать вопрос с приобретением другого земельного участка и иным образом.

Например, покупатель и продавец заключили пред­варительный, а в скором времени и основной договор купли-продажи объектов недвижимого имущества и земельного участка. Покупатель большую часть суммы договора перечислил на счет продавца. Еще до заключения договора покупателю было известно о том, что не все документы сохранились у продавца на имущество. Предметом договора купли-продажи был большой земельный участок - 13 га и несколь­ко десятков объектов недвижимости на нем. Однако все объекты, за небольшим исключением, находились и ветхом состоянии, покупатель знал об этом и рассчитывал их снести. Так как время оформления затя­нулось (техники БТИ, геодезисты с выездом на место, причем не раз; утерян государственный акт на зем­но и надо получать дубликат и т.д.), нетерпеливый покупатель снес почти все объекты недвижимости, в то время как они уже были зафиксированы техника­ми, и вскоре все необходимые документы вместе с до­говором, где все объекты были указаны согласно списку, переданы были в регистрационную службу. По ис­течении установленного срока получил покупатель десятки свидетельств на право собственности уже не существующих объектов недвижимости. Кстати, покупатель еще долго потом платил налог на имущество, которого нет, пока не перепродал земельный участок.

Вот так поступать неразумно. Уж если, допустим, на эти объекты с советских времен не обращали вни­мание, не проводили техническую инвентаризацию, не переоформляли документы на земельный участок с учетом действующего земельного и гражданского за­конодательства, правильнее было бы вначале решить, что снести, а что оставить, сделать, как решили, и по­сле этого начинать оформлять.

Продолжая рассматривать пока общие вопросы, представим, что договор купли-продажи заключен. В соответствии с законодательством (ст. 551 ГК РФ) переход к покупателю права собственности на недви­жимость по договору продажи недвижимости подле­жит государственной регистрации. До момента такой регистрации заказчик не вправе снести купленное зда­ние, строение. Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в су­дебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собствен­ности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

Оформив право собственности на приобретенный объект недвижимости, заказчик в дальнейшем при­нимает решение о его сносе, оформляя надлежащим образом уже прекращение этого права. Кроме того, повторим, что уже говорили выше: так как заказчик приобретает здание, сооружение под снос в целях но­вого строительства, ему для получения разрешения на строительство необходимо представить проект организации работ по сносу или демонтажу купленного объекта недвижимости.

Ситуации с приобретением объектов, не имеющих и наличии всех необходимых документов, и проблемы покупателя-застройщика, связанные с этим, являются еще далеко не самыми худшими.

Бывает так, что застройщик, с разрешения мест­ной власти, полагая искренне о законности своих Действий, начинает осваивать предоставленный ему земельный участок. Находящиеся на нем объекты (это может быть что угодно - покосившийся сарай, гараж, постройка с непонятным назначением и др.) Подлежат, естественно, сносу. Чьи они? Ничьи, бес­хозяйные. Собственник неизвестен, документы не со­хранились (если были). Так заверяют в местной адми­нистрации.

Застройщик приступает к строительству: все идет по плану - снос построек, рытье котлована и т.д. Не удивляйтесь, что в какой-то момент может произойти Следующее: совершенно неожиданно появится владе­лец этих строений (гражданин, юридическое лицо или даже какой-нибудь государственный орган). При этом могут быть предъявлены подтверждающие докумен­ты, а непонятная для застройщика постройка будет именоваться складом. Причем неважно, что данные документы, к примеру, не подтверждают однознач­но именно право собственности, а лишь то, что дан­ное лицо действительно имеет какое-то отношение к объектам. Сути это не меняет: застройщику, если он быстро не договорится, обеспечены проблемы, порой длительный судебный спор с непредсказуемым ре­зультатом. Не обольщайтесь, что поможет орган мест­ного самоуправления, даже если он и был заинтересован в предстоящем строительстве. В лучшем случаепредставитель заявит в суде, что поддерживает вашу позицию. А ведь не будем забывать, что для застройщика время - деньги.

Кстати, такие «бесхозяйные» объекты могут на­ходиться и на соседнем с предоставленным нам участ­ке. Вы их не сносите, но спор нее равно может быть инициирован при желании их владельцами (нет со­гласования, нарушены все мыслимые и немыслимые нормы и т.д.).

Совет потенциальному застройщику здесь может быть только один: изучить историю данного зе­мельного участка с находящимися на нем строениями, собрать максимально возможную инфор­мацию о них.

Когда снос невозможен

Нельзя не сказать несколько слои о случаях, ког­да лицо, законно обладая недвижимым имуществом (зданием, строением) на праве собственности, тем не менее оказывается ограниченным в правомочиях в отношении данного имущества, причем весьма суще­ственно.

Такое положение, в частности, может возникнуть, если данные объекты недвижимости будут отнесены государством к объектам культурного наследия наро­дов РФ - памятникам истории и культуры. Правовое регулирование отношений в области сохранений1; ис­пользования и государственной охраны памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. М'73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федера­ции», а также принимаемыми в соответствии с ним за­конами субъектов РФ.

Решение о признании какого-либо объекта не­движимости памятником истории и культуры вправе принять федеральные органы государственной вла­сти и органы государственной власти субъектов РФ, причем независимо от мнения самого собственника. Данные объекты включаются в Единый государствен­ный реестр объектов культурного наследия. Основ­ные правовые последствия этого для собственника: практически запрет на снос, перемещение, изменение облика объекта; ответственность за повреждение, раз­рушение, уничтожение, перемещение объекта и др. Мало того, нормы законодательства обязывают соб­ственника содержать и сохранять такие здания.

Практике известны случаи, когда собственник на стадии согласования сноса объекта недвижимости вдруг узнает, что данный объект уполномоченные Органы признали памятником истории и культуры и внесли в соответствующий реестр (при наличии за­конных оснований). В такой ситуации собственнику надо забыть о сносе, далее если именно для этого он и приобретал земельный участок с находящимся на нем объектом (в целях нового строительства). Впро­чем, справедливости ради отметим, что согласно вы­шеуказанному Закону уполномоченный орган может также принимать решение и об исключении памятни­ка истории и культуры из Единого государственного реестра объектов культурного наследия.

Наша жизнь изобилует примерами затяжных су­дебных споров, связанных со сносом строений. При­чем судебная практика подтверждает, что довольно часто требуют снести в судебном порядке те или иные Объекты недвижимости не только государственные и муниципальные органы, но также юридические и фи­зические лица, индивидуальные предприниматели. Причем очень часто истцы не утруждают себя тем, чтобы представлять обоснованные доказательства, или, не мудрствуя лукаво, заявляют различные требо­вания из расчета «авось получится».

Например, ОАО «Российские железные дороги» (истец) обратилось в арбитражный суд с иском к предпринимателю X. о признании недействительным зарегистрированного за ответчиком права собствен­ности на объект недвижимости - кафе; аннулирова­нии регистрационной записи в Едином государствен­ном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; возложении на ответчика обязанности снести объект за его счет. В обоснование заявленных требо­ваний истец указал, что здание кафе в нарушение нор­мативных актов, регулирующих вопросы безопасности железнодорожного транспорта, самовольно возведено санаторием на земле Российской Федерации в полосе отвода железной дороги без согласования с ней. Строе­ние, числящееся на момент подачи иска в собствен­ности предпринимателя X. на основании ничтожного договора купли-продажи, препятствует реконструк­ции железнодорожных путей, чем нарушаются права истца как арендатора земельного участка, В каче­стве правового основания истец сослался на ст. 301-305 ГК РФ. Решением суда, оставленным без измене­ния постановлением апелляционной инстанции, в иске быт отказано.

Суд исходил из того, что, заявляя требование об оспаривании зарегистрированного за ответчиком права собственности, истец не оспорил основания его возникновения, не представил доказательств наруше­ния его прав и законных интересов государственной регистрацией права, не доказал, что санаторий не­правомерно занимал земельный участок, на котором осуществлено строительство. Требования, относя­щиеся к последствиям недействительности договора купли-продажи, должны быть заявлены к санаторию как стороне сделки, не указание санатория в числе ответчиков также влечет отказ в иске. Кроме того, суд отметил, что наличие у истца договора аренды с собственником земельного участка, т. е. с Россией, на котором расположено спорное строение, не является безусловным основанием для удовлетворения требова­ния о его сносе, так как участок передавался в аренду истцу с обременением правами третьих лиц. Суд апел­ляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что изъятие земельного участка вследствие создания строением препятствий в эксплуатации объектов железнодо­рожного транспорта должно сопровождаться пред­варительным и равноценным возмещением стоимости объектов недвижимости. Требования истца, направ­ленные на физическое уничтожение объекта, легально ставшего предметом гражданского оборота, являют­ся формой злоупотребления правом.

Навигация

стр.1---стр.2---стр.3---стр.4---стр.5---стр.6---стр.7---стр.8


← Назад к списку новостей