РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Статьи
23.12.2016

В.М. Ерошкин "ДОМ ПО СНОС?!" страница 3

Истец обратился с кассационной жалобой. Изучив атериалы дела, суд кассационной инстанции посчи­тал, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-9663/2006-31/263 от 18 декабря 2007 г.). приватизация участков.оформление недвижимости

Относительно последнего утверждения об отсутствии права на предъявление требования о сносе самовольной постройки после государственной регистрации объекта недвижимости позиции судов в настоящее время изменились в свете постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. -10/22, но об этом более подробно скажем ниже. Иногда бывают спорные ситуации, в возникно­вении которых, на наш взгляд, виноваты могут быть обе стороны - собственник и лицо, которое непосредственно осуществило снос принадлежащих собствен­нику объектов. Многих спорных вопросов удалось оы избежать, если бы отношения оформлялись надлежа­щим образом, оговаривались условия, заключались соглашения и т.д. В противном случае даже суду не­просто будет разобраться в конфликте, в результате чего судебные инстанции по одному делу приходят к разным выводам, иногда прямо противоположным. приватизация участков. оформление недвижимости

Например, решением арбитражного суда стро­ительной фирме (истцу) было отказано в иске о взыскании с ООО (ответчика) убытков в размере 1 047 ООО рублей. Постановлением апелляционной ин­станции решение было изменено, исковые требования были удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 645 ООО рублей убытков. приватизация участков.оформление недвижимости

Ответчик в кассационной жалобе просит поста­новление апелляционной инстанции отменить, ссы­лаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Суд кассационной инстанции оставил об­жалуемый судебный акт без изменения, указав следую­щее. приватизация участков. оформление недвижимости

Истцу принадлежал объект недвижимого имуще­ства - павильон-остановка на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государствен­ной регистрации права. Данное строение было снесено ответчиком, что и послужило поводом для обращения истца в суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказа­тельств, свидетельствующих о самовольном сносе от­ветчиком указанного строения, наличием осведомлен­ности о сносе остановочного комплекса и отсутстви­ем возражений со стороны истца.

Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из установленного факта сноса ответчиком данного недвижимого иму­щества, отсутствии каких-либо разрешений, согласия истца на такой снос, а также заключения судебной экспертизы о рыночной стоимости уничтоженного имущества, принадлежащего истцу (постановление ФАС Поволжского округа от 19 июня 2007 г. М> А06-740/06).

Подготовка к сносу и сам снос объектов недвижи­мости представляют собой определенную и необхо­димую процедуру, которую коротко можно изложить так.

Разрабатывается проект производства работ, пред­усматривающий начало и окончание работ, а также учитывающий многие особенности самого сносимого Объекта и его расположения, такие как ветхость зда­ния, плотность застройки и т.д. Лицо, осуществляю­щее снос, определяется в конкретных способах уни­чтожения объекта. Оформляется разрешительная документация (разрешение на снос объекта). Непо­средственно перед началом работ согласовываются все вопросы с соответствующими службами данного населенного пункта (города, района в городе и т.д.), например МЧС, ГИБДД и др. Осуществляется снос (демонтаж) объекта выбранным способом (способа­ми). Далее идет очистка территории от строительного мусора.

Это если сказать коротко. На самом деле заинтере­сованное лицо, в том числе и организация, ответствен­ная за снос зданий и сооружений, обязаны выполнить большой объем необходимых работ. Как правило, в субъектах РФ, в муниципальных образованиях раз­работаны и утверждены нормативные документы, предписывающие организациям независимо от форм собственности выполнять установленные требования по подготовительным работам к освобождению стро­ительной площадки. До начала работ по сносу зданий, помимо отселения и вывода организаций и предприя­тий заказчиком, о чем мы уже сказали выше, обычно предусмотрены следующие необходимые требова­ния к лицу, осуществляющему снос:

1) установить ограждение строительной площадки;

2) перенести (при необходимости) контактные сети городского электротранспорта (трамвай, трол­лейбус);

3) перенести (при необходимости) светильники муниципального уличного освещения;

4) отключить и вырезать вводы водопровода, те­плосети, газа, канализации, кабельной и воздушной линий электропередач, линий телефонной связи и других коммуникаций (при согласовании и совмест­ном решении данных вопросов с эксплуатирующими организациями);

5) иные требования.

Снос объектов недвижимого имущества (техническая сторона)

Несколько слов нужно сказать о том, как техниче­ски осуществляется снос (демонтаж) зданий, строе­ний, сооружений.

Дело в том, что данный вопрос вызывает иногда нешуточные страсти, на первый взгляд, совершенно посторонних людей, не имеющих к деятельности за­стройщика никакого отношения. Многие из нас неод­нократно видели (по телевизору или непосредственно в своем городе), как жители близлежащих к сносимо­му строению домов препятствуют работе строитель­ной и иной техники. В действительности не все из них являются принципиальными противниками сноса какого-либо конкретного строения. Их не устраивает и даже настораживает сам способ (способы) сноса объекта и организация работ по его осуществлению. Иногда опасения жителей не беспочвенны.

Довольно часто снос строения происходит в жилой застройке, в окружении домов, у которых тоже далеко не лучшее техническое состояние. Поэтому в начале строительства, иногда еще только в процессе сноса, жители замечают ухудшение технического состояния своих домов (появление новых трещин и увеличение размера старых, частичное обрушение кирпичной кладки по углам здания и т.д.). Кроме того, мало кому нравится работа тяжелой техники, причем часто кру­глосуточно, грязь и строительный мусор, уничтоже­ние зеленых насаждений и многое другое, что сопро­вождает снос строения и строительство нового.

Надо сказать, что если на предоставленном за­стройщику земельном участке находятся объекты, ко­торые не представляют особой сложности по их сносу (демонтажу), то застройщик справляется собствен­ными силами или силами подрядчика. Если работы по сносу объектов недвижимости предполагаются сложными, застройщик может обратиться к фирмам, которые специализируются именно на сносе зданий, строений, сооружений. Ни для кого не секрет, что ра­боты по сносу зданий - это бизнес, значительно наби­рающий обороты в последнее время.

В настоящее время используют несколько спосо­бов (методов) сноса сооружений:

1) обрушение при помощи специальной техники;

2) уничтожение объекта взрывом;

3) разборка строения на составные части.

Причем для специалистов по уничтожению объ­ектов недвижимости снос и демонтаж - разные по­нятия. Демонтаж предполагает часто ручную раз­борку строения, которая обходится дороже и увеличивает срок уничтожения объекта, но позволяет не причинять ущерба находящимся рядом строениям. Под сносом принято понимать более быстрый и, как правило, более дешевый способ уничтожения путем обрушения всего объекта с использованием спецтех­ники. Впрочем, такой способ стал тоже применяться реже. Правильнее сейчас было бы говорить о меха­ническом сносе, механической разборке зданий, по­зволяющей к тому же утилизировать большое ко­личество строительных отходов. Часто способы ис­пользуются в комплексе - разборка с последующим обрушением и т.д.

Что касается взрыва, то, во-первых, он может при­меняться только в установленных законом случаях, а во-вторых, всегда, и особенно в городе, представляет определенную опасность для населения, близлежа­щих зданий и подземных коммуникаций. Обычно он применяется в тех случаях, когда невозможно иным способом разрушить сооружение (например, высокую промышленную трубу), или для обрушения промыш­ленных конструкций, когда рядом нет жилой застрой­ки. Применяемые технологии и наличие современной специальной техники и оборудования (гидроножни­цы, алмазные резаки, гидромолоты, бетоноизмельчители и т.д.) позволяют свести к минимуму определен­ные неудобства для жителей близлежащих домов.

1.3. Правовые последствия сноса здания: вопросы права собственности, возмещения ущерба, государственной регистрации

Для того чтобы разобраться в правовых послед­ствиях сноса объектов недвижимости необходимо исходить из многовариантных ситуаций, связанных с этим. Действительно, недостаточно просто перечислить правовые последствия сноса, не установив для себя следующее:

1) кто принимал решение о сносе - собственник или уполномоченный орган власти;

2) как долго обладал данным имуществом соб­ственник - приобрел непосредственно перед сносом (и в целях дальнейшего сноса), решив или не решив все необходимые вопросы с прежним собственником (возмещение ущерба, компенсации и т.д.) или владел им длительное время;

3) статус собственника - юридическое лицо, фи­зическое лицо, индивидуальный предприниматель;

4) цели сноса (уничтожения) объекта - расчистка территории и осуществление нового строительства пли какие-либо иные (например, на строительные ма­териалы);

5) зарегистрирован ли объект недвижимости в Едином государственном реестре или нет;

6) на каком праве принадлежит собственнику объ­екта недвижимости земельный участок под данным объектом, а также другие важные моменты, необходи­мые для правильного понимания рассматриваемого вопроса.

Иными словами, мы должны иметь достаточно сведений об объекте еще до его фактического сноса, чтобы представлять реальные последствия этого.

Осуществление организациями и гражданами сво­их прав в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества связано с обязательным на­личием государственной регистрации прав на такие объекты в соответствии с Законом о регистрации. Го­сударственная регистрация проводится по основани­ям, указанным в ст. 17 Закона о регистрации.

Основаниями для государственной регистрации указанный Закон называет перечисленные в этой статье документы, свидетельствующие и подтверждаю­щие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этой же статьей предусмотрено, что обязатель­ным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является план объекта недвижимого имущества с указанием его ка­дастрового (инвентарного) номера, а к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план земельно­го участка.

Так как к вопросам государственной регистрации объектов недвижимости и их обязательному техниче­скому учету мы постоянно будем возвращаться при рассмотрении тех или иных конкретных ситуаций, связанных со сносом объектов недвижимости, скажем вначале коротко об органах, выполняющих эти функ­ции, и нормативных актах, регулирующих их деятель­ность.

В целях осуществления государственного контро­ля за градостроительной деятельностью, совершен­ствования планирования развития территорий и по­селений постановлением Правительства РФ от 4 де­кабря 2000 г. №921 было утверждено Положение об организации в России государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капи­тального строительства.

Согласно данному Положению техническая ин­вентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвента­ризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капи­тального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характе­ристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строитель­ства осуществляются по заявлениям заинтересован­ных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляет­ся по результатам первичной технической инвентари­зации. При осуществлении первичного государствен­ного технического учета объектам капитального стро­ительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изме­нением характеристик объекта капитального строи­тельства осуществляется по результатам технической Инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформ­ляется технический паспорт, который является до­кументальной основой для ведения Единого государ­ственного реестра объектов капитального строитель­ства.

Техническая инвентаризация изменений харак­теристик объекта капитального строительства про­водится в случае изменения технических или ка­чественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, пе­реоборудование, переустройство, разрушение, снос) па основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального Строительства организацией (органом) по государ­ственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных харак­теристик и выдается кадастровый паспорт, содержа­щий уточненные сведения о таком объекте.

Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заяв­лениям документов об объектах капитального строи­тельства осуществляется за плату.

На основе сведений, полученных в результате тех­нической инвентаризации, ведется Единый государ­ственный реестр.

Основными задачами государственного техни­ческого учета и технической инвентаризации объ­ектов капитального строительства являются:

1) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возло­жен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

2) формирование в целях совершенствования пла­нирования развития территорий и поселений обоб­щенной информационной базы об объектах капиталь­ного строительства и их территориальном распреде­лении;

3) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

4) информационное обеспечение функциониро­вания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государ­ственного кадастра недвижимости;

5) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государ­ственного статистического учета.

Согласно Правилам ведения Единого государ­ственного реестра объектов капитального строитель­ства, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. №268, для внесения в реестр сведений о прекращении существования объ­екта учета организация технического учета и инвен­таризации предоставляет в учетный орган документ, подтверждающий факт прекращения существования объекта учета.

Учетный орган в течение десяти рабочих дней со дня подачи сведений о прекращении существования объекта учета вносит данные сведения в реестр.

В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации го­сударственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникно­вения, ограничения (обременения), перехода или пре­кращения прав на недвижимое имущество в соответ­ствии с ГК РФ. Данная норма Закона предусматрива­ет государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимого имущества в случае его ликвидации (гибели, уничтожения).

Согласно п. 36 Правил ведения Единого государ­ственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Пра­вительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219, с пре­кращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел Единого государ­ственного реестра прав закрывается. В графу «Запись О ликвидации (преобразовании) объекта» заносятся реквизиты документов, на основании которых проис­ходит закрытие раздела, и на лицевой стороне листа проставляется штамп о ликвидации объекта.

За государственную регистрацию прав, ограниче­ний (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

В том случае, когда право прекращается без пере­хода к новому правообладателю, уплата государствен­ной пошлины за государственную регистрацию пре­кращения права на недвижимое имущество осущест­вляется бывшим правообладателем.

Рассмотрим практические ситуации, возникаю­щие в связи со сносом (ликвидацией) объектов недви­жимости, которые чаще всего встречаются в жизни.

Ситуация первая

В связи с физическим износом здания руковод­ство (учредители) юридического лица принимает ре­шение о его сносе (демонтаже). Здание находится в собственности данного юридического лица, права на объект оформлены надлежащим образом. Какие дей­ствия необходимо предпринять?

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе но своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оста­ваясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоря­жаться им иным образом. Перечень способов реали­зации прав, как видим, не является исчерпывающим. Собственник вправе также снести (уничтожить) при­надлежащее ему недвижимое имущество.

В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право соб­ственности прекращается, в том числе и при гибели или уничтожении имущества.

Если собственник, в данном случае юридическое лицо (его орган управления), принял решение о сно­се (демонтаже) объекта недвижимого имущества, он должен оформить это надлежащим образом, обратив­шись в регистрационную службу с соответствующим заявлением о прекращении права собственности на конкретный объект недвижимого имущества в связи с его ликвидацией. В качестве основания для прекраще­ния права и соответственно для закрытия раздела го­сударственного реестра, о котором мы сказали выше, необходимо представить документ, подтверждающий ликвидацию (уничтожение) объекта, выданный орга­ном, осуществляющим технический учет объектов не­движимости.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о регистрации необходимо предъявить документ об уплате государственной пошлины, а также иные доку­менты, предусмотренные данным Законом.

Согласно действующему законодательству пла­тельщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Уплата госпошлины должна быть произведена до подачи соответствующе­го заявления о государственной регистрации и доку­ментов, необходимых для ее проведения.

Уплата госпошлины производится только по ме­сту совершения юридически значимого действия, причем как в наличной, так и безналичной формах. Производить уплату необходимо либо заявите­лю, либо его представителю, полномочия которо­го оформлены надлежащим образом, так как уплата госпошлины иными лицами за заявителя, в отноше­нии которого совершаются юридически значимые действия, действующим законодательством не допу­скается.

Подтверждающими документами по уплате госпошлины служат:

1) при безналичном расчете - платежное поруче­ние с отметкой банка о его исполнении;

2) при наличном расчете - квитанция установ­ленной формы. Организации уплачивают госпош­лину за государственную регистрацию прекращения права собственности на недвижимое имущество (лик­видация, снос) в большем размере, чем физические лица. Ее размер устанавливается в законодательном порядке.

Таким образом, на государственную регистра­цию прекращения права собственности на здание, принадлежащее юридическому лицу, необходимо представить следующие документы:

1) заявление;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) документ, подтверждающий полномочия пред­ставителя юридического лица;

4) документ, подтверждающий право собственно­сти на объект недвижимого имущества;

5) справку органа технической инвентаризации, подтверждающую снос объекта недвижимости;

6) документ, подтверждающий уплату государ­ственной пошлины за проведение государственной регистрации прекращения права;

7) учредительные и иные документы юридическо­го лица (устав, свидетельство о регистрации юридиче­ского лица и др.).

Помимо обращения в органы технической инвен­таризации и регистрационную службу, руководству нужно также осуществить ряд необходимых меро­приятий внутри организации. Здесь основная работа, конечно, будет возложена на бухгалтерию. В рамках настоящего пособия мы не рассматриваем подробно вопросы налогообложения и бухгалтерского учета, так или иначе связанные с ликвидацией объектов не­движимости, это тема отдельного разговора.

Однако чтобы определить по возможности сово­купность всех основных действий, предпринимаемых как вне, так и внутри организации, нам необходимо сказать об этом хотя бы коротко.

А теперь продолжим рассматривать эту же ситуа­цию, только ликвидируемым объектом будет объект незавершенного строительства. Причем для нас не столь важно, данный объект «незавершенки» образо­вался в результате деятельности вашей организации или он был в свое время приобретен (например, для проведения реконструкции и т.д.). Суть в другом: от данного объекта решили избавляться. Если попыт­ки продать объект незавершенного строительства не увенчались успехом, организация пришла к решению о ликвидации этого объекта.

Руководитель организации издает приказ о лик­видации объекта незавершенного строительства и на­значает ликвидационную комиссию. Комиссия про­водит осмотр объекта незавершенного строительства, определяет возможность использования в дальней­шем материальных ценностей ликвидируемого объек­та, подбирает имеющуюся в наличии техническую до­кументацию по нему. По окончании работы комиссии составляется акт о списании объекта незавершенного строительства.

Относительно того, предпринимать ли в этом слу­чае какие-либо действия, связанные с государствен­ной регистрацией, то здесь необходимо руководство­ваться разъяснениями Президиума Высшего Арби­тражного Суда РФ, данными в информационном письме от 16 февраля 2001 г. №59, о котором мы уже говорили выше.

Отметим, что в рассматриваемой нами ситуации не предусмотрено строительство нового объекта на месте снесенного. Иначе в этом случае мы повторились бы относительно того, что в смете на строительство ново­го объекта предусмотрены подготовительные работы по сносу строений и т.д., расходы на которые должны учитываться в первоначальной стоимости строящего­ся здания.

И еще один важный момент, на который нужно обратить внимание.

Возможно, что объект недвижимого имущества, снос которого осуществлен организацией, располагал­ся не по месту ее нахождения. То есть в соответствии с законодательством организация-налогоплательщик находится также на учете в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 83 НК РФ).

Налоговый орган согласно ст. 84 НК РФ обязан осуществить снятие с учета организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого иму­щества в течение пяти дней со дня поступления соот­ветствующих сведений от органов, которые указаны в ст. 85 НК РФ (органы, осуществляющие государ­ственную регистрацию прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним и др.). В тот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте уведом­ление о снятии с учета в налоговом органе.

Ситуация вторая

Снос (уничтожение) объекта недвижимого иму­щества помимо воли собственника.

В рассматриваемом случае собственник земельного участка и строений на нем - одно лицо, организация.

Законодательство, повторим, предусматривает от­чуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муни­ципальных нужд. И собственник согласен с изъяти­ем. Тем более его уведомили о том, что это изъятие происходит в связи с принятой муниципальной ин­вестиционной программой, которая предусматривает грандиозное новое строительство на этой территории, причем данное строительство очень нужно городу и населению. И собственник изымаемого имущества, будучи патриотом своего города, согласен. Нет, не­много не так: он почти согласен.

Земельный участок для государственных или му­ниципальных нужд может быть изъят только путем выкупа. Положена ли при этом собственнику еще какая-то компенсация за утрачиваемое недвижимое имущество (если в связи с этим он вынужден будет, например, свернуть свой бизнес), как рассчитываются размер выкупа и понесенные убытки? Законодатель­ством предусмотрено, что с собственником должно быть заключено соглашение о выкупе принадлежаще­го ему имущества.

Итак, с собственником заключается соглашение о выкупе принадлежащего ему имущества. Соглашение заключается, как правило, заинтересованным лицом (инвестором, заказчиком-застройщиком), уполномо­ченным на это соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно ст. 281 ГК РФ при определении выкуп­ной цены в нее включаются:

1) рыночная стоимость земельного участка;

2) рыночная стоимость находящихся на нем объ­ектов недвижимого имущества;

3) все убытки, причиненные изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Возмещение убытков является одним из способов защиты прав граждан и организаций (ст. 12 ГК РФ). По общему правилу, установленному законом, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено иное. Под убытка­ми понимаются расходы, которые лицо, чье право на­рушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или по­вреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, в нашем случае организация, как собственник земельного участка, должна согласовать цену изымаемого у нее участка. Соглашаться сразу на предложения другой стороны не следует. У собствен­ника есть достаточно времени, чтобы подготовиться к оценке как земельного участка, так и иной недвижи­мости. При определенных сомнениях есть смысл об­ратиться к независимому профессиональному оцен­щику.

В отношении земельного участка есть вариант: с согласия собственника ему может быть предоставлен взамен изымаемого другой земельный участок с заче­том его стоимости в выкупную цену.

При определении убытков, причиненных изъяти­ем земельного участка, необходимо руководствовать­ся нормативным актом с длинным названием «Пра­вила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, огра­ничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества зе­мель в результате деятельности других лиц», утверж­денным постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. №262.

Навигация

стр.1--- стр. 2--- стр. 3 --- стр.4--- стр.5--- стр.6 --- стр. 7--- стр. 8


← Назад к списку новостей