РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Статьи
23.12.2016

В.М. Ерошкин "ДОМ ПО СНОС?! страница 6

Ранее действовавшее законодательство предостав­ляло определенные гарантии гражданам, дома кото­рых подлежали сносу в связи с изъятием земельных участков. Так, согласно ст. 137-139 Жилищного ко­декса РСФСР в случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъя­тием земельных участков для государственных или общественных нужд данным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно прожи­вающим в этих домах, предоставлялись по установ­ленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда. Помимо этого, собственникам жилых домов по их выбору либо вы­плачивалась стоимость сносимых домов, строений и устройств, либо предоставлялось право использо­вать материалы от разборки этих домов, строений и устройств по своему усмотрению. Кроме того, по же­ланию граждан исполкомы местных Советов народ­ных депутатов должны были обеспечивать им (вместо предоставления квартир) возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительных кооперативов и получения в них квартир. Также Закон пред­усматривал возможность (по желанию граждан) пере­носа и восстановления на новом месте жилых домов и строений, подлежащих сносу, либо сооружения на но­вом месте жилых домов, строений, устройств, которые затем передавались этим гражданам в собственность, то без возмещения стоимости сносимых объектов.

Каков же сейчас порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд?

В настоящее время новый ЖК РФ в ст. 32 определяет основания и порядок изъятия у собственника его жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, устанавливая при этом и определенные гарантии обеспечения жилищных прав собственника. Конституция РФ допускает возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предва­рительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ). Жилое помещение может быть изъято 1 у собственника путем выкупа в связи с изъятием зе­мельного участка для государственных и муниципальных нужд, причем выкуп части жилого помеще­ния допускается не иначе как с согласия собственника (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается органом государ­ственной власти или органом местного самоуправле­ния, принявшими решение об изъятии соответствую­щего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и приня­тия такого решения определяется федеральным зако­нодательством.

Анализ данной нормы показывает, что уполномоченный орган вначале принимает решение об изъятии земельного участка, а в дальнейшем уже решение об изъятии жилого помещения. Как решение об изъятии соответствующего земельного участка, так и реше­ние об изъятии жилого помещения подлежат госу­дарственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 279 ГК РФ, ч. 3 ст. 32 ЖК РФ). Порядок и основания государствен­ной регистрации прав на недвижимость регулируются Законом о регистрации. Какого-либо четкого право­вого регулирования, связанного с порядком регистра­ции решений уполномоченных органов об изъятии зе­мельных участков или иных объектов недвижимости, is данном законе нет. Решения регистрируются орга­ном по государственной регистрации как ограничения (обременения) права собственности на жилое поме­щение и земельный участок с обязательным уведом­лением правообладателя этой недвижимости.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осу­ществляется Российской Федерацией, соответствую­щим субъектом РФ или муниципальным образова­нием. Выкупная цена жилья, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение должно включать в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муници­пального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Уполномоченный орган, принявший решение об изъятии жилого помещения, обязан в письменной форме уведомить собственника о принятом решении и о дате государственной регистрации такого решения не позднее чем за год до предстоящего изъятия. В данном случае надлежащим порядком уведомления будет направление собственнику заказного письма с уведомлением о вручении. До истечения года со дня уведомления собственника выкуп жилого помещения допускается только с его согласия.

Как мы видим, закон не устанавливает какого-либо предварительного согласования с субъектом права о возможности изъятия в дальнейшем его недвижимого имущества. Лицо, у которого будет изыматься имущество, лишь уведомляется о принятом решении, ставится перед фактом, и далеко не всегда в этом случае интересы субъекта права и уполномоченного органа в отношении изымаемого имущества совпадают. Одна­ко уведомительный характер вовсе не означает полно­го игнорирования интересов собственника, и уж тем более не должен вести к нарушению установленного к порядка изъятия жилого помещения и (или) земельного участка.

Например, суд отказал истцу (собственнику квар­тиры в доме, уничтоженном пожаром) в иске о возмещении вреда путем восстановления в натуре жилого дома, так как было доказано, что пожар произо­шел до принятия администрацией города решения о сносе и, соответственно, до совершения действий по сносу остатков строения. В то же время суд не ис­ключил возможность причинения вреда истцу путем распоряжения без согласия истца его имуществом, сохранившимся после пожара. Иными словами; приня­тое решение о сносе дома (остатков дома) и сам снос были осуществлены без согласия собственника и учета интересов, что и послужило поводом к обращению в суд (постановление ФАС Поволжского округа от 17 февраля 2004 г. № А57-9945/02-3-11).

При изъятии имущества необходимо достигать максимального баланса интересов сторон, так как речь идет о жилье, ценность которого для людей труд­но переоценить. Выкупная цена изымаемого жилого помещения, сроки и иные условия выкупа определя­ются только соглашением с собственником жилого помещения. При согласовании выкупной цены необ­ходимо учитывать следующие ее составляющие:

1) рыночную стоимость изымаемого жилого поме­щения;

2) убытки, которые несет собственник в связи с изменением места проживания;

3) убытки, вызванные временным пользованием иным жилым помещением до приобретения другого жилья;

4) убытки, связанные с переездом;

5) убытки в связи с поиском другого жилого по­мещения для приобретения права собственности на него;

6) убытки, понесенные гражданином при оформ­лении права собственности на другое жилое помеще­ние;

7) убытки, вызванные досрочным прекращением обязательств собственника перед третьими лицами;

8) упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое по­мещение. Так как на практике при этом возникает масса вопросов (например, жилое помещение требует ремонта, и, соответственно, встает вопрос о возмеще­нии затрат), рекомендуется в заключаемом соглаше­нии подробно предусматривать условия предоставле­ния иного жилья.

В том случае, если собственник жилья не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо, с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилья или других условиях выкупа, уполномоченный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Такой иск может быть предъявлен в течение двух лет с момента направ­ления собственнику жилья уведомления об изъятии принадлежащего ему жилого помещения.

Согласно ч. 5 ст. 32 ЖК РФ принятие решения об изъятии жилого помещения, в принципе, не ограни­чивает права собственника. С момента государствен­ной регистрации решения об изъятии и до достиже­ния соглашения или принятия судом решения о вы­купе жилого помещения собственник данного жилья вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые за­траты, обеспечивающие использование жилья в соот­ветствии с его назначением. Так, собственник вправе заключать договоры об отчуждении данного имуще­ства (купли-продажи и т.д.), однако обязан сообщить новому собственнику об имеющихся обременениях.

В то же время законодатель определил, что соб­ственник несет риск отнесения на него при опреде­лении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилья. Иными словами, за­траты, произведенные собственником и направлен­ные на приращение (особенно значительное и никак не связанное с текущими необходимыми затратами) Стоимости жилья в этот период, возмещаться ему не будут. Однако здесь хочется уточнить следующее. Выше мы уже отмечали, что орган, принявший реше­ние об изъятии жилого помещения, обязан уведомить об этом собственника. То есть до получения уведом­ления собственник и знать не знает о принятом ре­шении и о том, что «участь» его жилья уже решена. А если собственник осуществит значительные вложения в жилое помещение в период после принятия решения (о котором он не знает), но до получения со­ответствующего уведомления, будут ли возмещаться ему понесенные затраты? Считаем, что ответ должен быть положительным, так как лицо не знало и не мог­ло знать в данный период времени о принятом реше­нии уполномоченным органом.

Что касается изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или му­ниципальных нужд, то ст. 49 ЗК РФ определяет те исключительные случаи, когда это допускается. Эти случаи, как мы уже отмечали выше, связаны с:

1) выполнением международных обязательств России;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других ва­риантов возможного их размещения;

3) иными обстоятельствами в установленных фе­деральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа земельных участ­ков из земель, находящихся в собственности субъек­тов РФ или муниципальной собственности, в случа­ях, установленных законами субъектов РФ.

Статья 32 ЖК РФ не определяет, на каком праве собственник жилого помещения пользуется этим «со­ответствующим» земельным участком, на котором на­ходится данное жилое помещение. Вопрос этот пред­ставляем ч весьма актуальным, поскольку в опреде­ленных случаях мы должны говорить не только о законодательных гарантиях обеспечения жилищных прав, но также и земельных прав собственника жило­го помещения.

Анализируя ст. 32 ЖК РФ, многие понимают под собственником жилого помещения в первую очередь собственника жилья в многоквартирном доме, концентрируя свое внимание на вопросы выкупа данно­го жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, находящего под этим домом. Между тем изъ­ятие у собственника частного жилого дома, под кото­рым ЖК РФ понимает индивидуально-определенное здание (ст. 16 ЖК РФ), ставит вопросы возмещения собственнику стоимости не только жилого помеще­ния, но и иных строений и сооружений, находящих­ся на изымаемом земельном участке и попавшие под снос.

Как мы уже говорили, изъятие земельного участ­ка для государственных или муниципальных нужд возможно лишь при условии соблюдения гарантий интересов собственников, землепользователей, земле­владельцев, арендаторов соответствующих земельных участков. В соответствии со ст. 63 ЗК РФ изъятие зе­мельных участков осуществляется только после реше­ния всех вопросов, связанных с их выкупом, возмеще­нием стоимости строений на них, убытков и т.д.

Лица, обладающие правами на земельные участки, Не позднее чем за один год до предстоящего изъятия должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местно­го самоуправления, принявшими решение об изъятии участков.

Что касается земельных участков под многоквар­тирными домами, то законодатель также определил соответствующие права собственников жилых поме­щений в таких домах в отношении указанных земель­ных участков. При этом надо иметь в виду следующее: оформлены ли надлежащим образом нрава собствен­ников жилых помещений в отношении земельных Участков под домами или нет.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 дека­бря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жи­лищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которо­го проведен государственный кадастровый учет, пе­реходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если же надлежащим образом долевая собственность не оформлена, то собственникам жилых помещений необходимо обратиться с заявлением о формировании земельного участка и проведении государственного кадастрового учета. Собственники жилых помещений, став собственниками общей долевой собственности, при определении выкупной цены имеют право требо­вать включения в эту цену стоимость принадлежащей им доли в общей собственности на земельный участок.

О развитии застроенной территории

Еще одним случаем, когда возможно изъятие жи­лых помещений у граждан (иногда весьма масштаб­ное), является развитие застроенных территорий.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №232-Ф3 «О внесении изменений в Градостроитель­ный кодекс Российской Федерации и отдельные за­конодательные акты Российской Федерации» создал определенные условия для увеличения объемов жи­лищного строительства, убрав при этом ряд админи­стративных барьеров. Данный Закон внес изменения в некоторые законодательные акты с целью упроще­ния процедуры предоставления земельных участков под жилищное строительство. Так, ГрК РФ дополнен ст. 46.1-46.3, которые определяют порядок развития уже застроенных территорий.

Решение о развитии застроенных территорий при­нимается органом местного самоуправления, в кото­ром должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, соору­жений, подлежащих сносу, реконструкции.

Решение может быть принято только в том случае, если на застроенной территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установ­ленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представитель­ным органом местного самоуправления.

На застроенной территории могут быть располо­жены также иные объекты капитального строитель­ства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градострои­тельному регламенту.

Если на застроенной территории будут располо­жены иные объекты, помимо указанных выше, ее пре­доставление в целях развития невозможно.

Согласно ч. 11 ст. 32 ЖК РФ, если в отношении Территории, на которой расположен многоквартир­ный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о разви­тии застроенной территории, орган, принявший ре­шение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в данном доме требование о его сносе или реконструкции. При этом срок, установленный для подачи заявления на Получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию дома, должен составлять не менее ше­сти месяцев. В случае, если собственником (собствен­никами) многоквартирного дома в течение данного срока не будет подано заявление на получение раз решения на вышеуказанные действия, то земельный участок, на котором расположен такой дом, и жилые помещения в этом доме подлежат изъятию для муниципальных нужд по правилам, установленным ч. 10 ст. 32 ЖК РФ. Надо отметить, что до истечения уста­новленного срока изъятие земельного участка допу­скается только с согласия собственника.

Развитие указанных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной тер­ритории (ст. 46.2 ГрК РФ).

Данный договор заключается органом местного са­моуправления, как правило, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор. Лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, может бесплатно приобрести на соответ­ствующий земельный участок право собственности или право аренды (п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ).

Среди прочих существенными условиями рассма­триваемого договора также являются:

1) обязательство лица, заключившего договор с уполномоченным органом, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципаль­ную собственность благоустроенные жилые помеще­ния для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализиро­ванного жилого помещения и расположенных на за­строенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также указываются максималь­ные сроки выполнения данного обязательства (п. 4 ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ);

2) обязательство лица, заключившего договор, уплатить выкупную цену за изымаемое на основании решения уполномоченного органа жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, и земельные участки, на которых расположены такие дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собствен­ности, в том числе в общей долевой собственности России, субъекта РФ, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жи­лые помещения в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ, с указанием максимального срока выполнения 'данного обязательства.

О нанимателях жилых помещений

Принятие решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для расторжения договоров социального найма с гражданами и их выселения (о чем они должны быть уведомлены в письменной форме). Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое поме­щение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам ор­ганом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жи­лые помещения по договорам социального найма.

Заметим, что в данном случае обязанность предоставления другого благоустроенного жилого помеще­ния возлагается именно на тот орган, который принял решение о сносе. Указанная статья ЖК РФ возлагает на наймодателя обязанность заключить новый дого­вор социального найма на другое жилое помещение, Причем благоустроенное. В связи с этим на практике возникают вопросы относительно того, предостав­лять ли нанимателю и проживающим совместно с ним членам его семьи именно благоустроенное жилое по­мещение, если выселяются эти лица из жилого поме­щения, не являющегося благоустроенным.

Согласно ст. 89 ЖК РФ, ч. 1 которой дает легаль­ное определение благоустроенного жилого помеще­ния, в связи с выселением вновь предоставляемое жи­лое помещение должно быть:

1) благоустроенным применительно к условиям того населенного пункта, в котором находится;

2) равно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

3) расположено в черте того же населенного пун­кта, в котором ранее проживал выселяемый нанима­тель.

Кроме того, граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвер­тый квартал 2005 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.).

Необходимо несколько слов сказать также о пра­вах членов жилищного кооператива при сносе дома. Раздел 5 ЖК РФ закрепляет правовое положение жи­лищных и жилищно-строительных кооперативов, а также права и обязанности их членов.

Известно, что обычно под снос подпадают ветхие, аварийные, грозящие обвалом дома, среди которых достаточно редко бывают кооперативные многоквартирные жилые дома. Тем не менее при определенных обстоятельствах под снос может попасть любое жилье вне зависимости от его качественного состояния или каких-либо иных характеристик (например, при изъя­тии земельных участков для строительства трубопро­водов, магистралей и т.д.).

Обеспечение членов жилищного кооператива жи­лыми помещениями в связи со сносом дома произво­дится по правилам ст. 134 ЖК РФ. Согласно указан­ной статье, если выселению в связи со сносом дома подлежит член кооператива (и члены его семьи), ко­торый полностью выплатил паевой взнос, то необхо­димо применять правила ст. 32 ЖК РФ, установлен­ные для собственников жилых помещений. О приме­нении ст. 32 ЖК РФ более подробно будет сказано в параграфе 4 настоящей главы. Сейчас лишь скажем, что в отношении собственников жилых помещений в случае их выселения законодатель основные вопросы предусмотрел: решение о сносе дома подлежит госу­дарственной регистрации, доводится до выселяемых в письменной форме, жилое помещение изымается пу­тем выкупа, условия которого определяются соглаше­нием с собственником.

Несколько иначе законодатель решает вопрос о Последствиях сноса кооперативного жилого дома для тех членов кооператива, которые не оплатили полно­стью свой паевой взнос. Согласно той же ст. 134 ЖК РФ, если выселению в связи со сносом дома подлежит и член кооператива (и совместно проживающие с ним Члены его семьи), не выплативший полностью паевой взнос, то следует руководствоваться правилами ст. 86 ЖК РФ (о применении данной статьи мы говорили в предыдущем параграфе книги). То есть таким членам Кооператива другие жилые помещения предоставля­ются по договорам социального найма.

Такое положение не может не вызывать опреде­ленного непонимания, так как при вступлении в коо­ператив его члены в итоге рассчитывали стать соб­ственниками жилых помещений, а не нанимателями по договорам социального найма. К тому же не решен вопрос о том, подлежит ли возмещению денежная сумма, уже уплаченная членом кооператива. Вопрос не праздный, если учесть, что суммы могут быть весьма значительными, особенно в случае выплаты пая на момент выселения чуть ли не в полном объеме.

Кроме того, в случае сноса кооперативного дома могут быть нарушены имущественные права само­го кооператива, являющегося собственником жилых помещений (части жилых помещений), а также, воз­можно, и собственником земельного участка. Однако данные вопросы законодательством детально не уре­гулированы.

В Москве условия и порядок обеспечения прав граждан при освобождении жилых помещений регу­лирует уже упоминавшийся нами Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21. Согласно данному Закону соб­ственникам, освобождающим жилые помещения (жи­лые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмеще­ния или выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки. Оценка рыноч­ной стоимости жилых помещений осуществляется в установленном федеральным законом порядке про­фессиональными оценщиками по инициативе одной из сторон. Необходимые при этом расходы несет лицо, осуществляющее переселение. При проведении повторной оценки расходы несет лицо, не согласив­шееся с ранее произведенной оценкой.

В случае если собственник выбрал денежное воз­мещение, то его размер должен соответствовать ры­ночной стоимости освобождаемого жилого помеще­ния. Денежное возмещение (компенсация) предостав­ляется собственнику в безналичной форме и должно использоваться для приобретения жилья. В случае, если у собственника есть в наличии какое-либо иное жилое помещение, то такое возмещение может использоваться в других целях.

При возмещении в натуральной форме собствен­нику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение посредством заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилое помещение. В этом случае стоимость предоставляемого в порядке компенсации натуральной форме жилого помещения должна со­ответствовать размеру рыночной стоимости освобож­даемого помещения.

При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в нее включают­ся размер рыночной стоимости и все убытки, о кото­рых мы сказали выше.

Таким образом, при согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым ему предоставят другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому помещению. Равнозначным жилым помещением согласно закону г. Москвы №21 признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

Если дом, в котором находится жилое помещение, Снимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ) Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям cooтветствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Таким образом, Законом установлены определенные требования к жилым помещениям, которые предоставляются гражданам в связи со сносом дома. Кроме того, поскольку жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равно­значным по общей площади ранее занимаемому жи­лому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом у граж­дан, которым предоставлено другое равнозначное жи­лое помещение, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Если наниматель и проживающие вместе с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Так определяет федеральное жилищное законодательство.

Закон г. Москвы №21, принятый в контексте ЖК РФ, определяет: переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам со­циального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляется путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде столицы, соответственно по договорам соци­ального найма, найма, безвозмездного пользования (далее по тексту - договоры найма). При этом размер площади жилого помещения должен соответствовать норме предоставления для гражданина и членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства в освобождаемом жилом помещении на дату принятия соответствующего решения, включая и детей, родив­шихся после его принятия (ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

При предоставлении жилого помещения учитыва­ются наличие иных жилых помещений, принадлежа­щих гражданам или членам их семей на праве само­стоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в результате ко­торых жилищные условия указанных граждан ухуд­шились, в том числе вселение иных лиц по месту жительства.

По заявлению гражданина, признанного нуждаю­щимся в улучшении жилищных условий и освобожда­ющего жилое помещение, занимаемое им по договору найма, ему может быть предоставлена безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений или их строительства в целях последую­щие го приобретения в собственность.

Согласно Закону норма предоставления составля­ет 18 квадратных метров площади жилого помещения На одного человека. При этом заселение одной комна­ты лицами разного пола, кроме супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение может быть Предоставлено площадью, превышающей норму пре­доставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

Законодательство столицы определяет, что вслед­ствие конструктивных особенностей жилых помеще­ний, предоставляемых гражданам, размер площади не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - одноком­натная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью из двух человек, не являющихся су­пругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех человек, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех человек, в составе которой су­пругов нет, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более человек - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жило­го помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

Граждане, освобождающие жилые помещения, имеют право на сохранение района проживания, за исключением случаев, установленных Законом. Так, при предоставлении жилых помещений гражданам, подлежащим неотложному отселению в связи со сти­хийным бедствием, чрезвычайной ситуацией, при­знанием жилых помещений в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, данное право от­сутствует. Кроме того, предоставление жилого поме­щения вне района проживания может быть осущест­влено также на основании письменного заявления гражданина.

Навигация

стр. 1--- стр. 2--- стр. 3--- стр. 4--- стр. 5--- стр. 6 --- стр. 7--- стр. 8


← Назад к списку новостей