РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(499)499 72 09

info@oblzemli.ru

пн-пт 10.00 - 20.00

Статьи
23.12.2016

В.М. Ерошкин "ДОМ ПО СНОС?! страница 7

2.6. Каким должно быть помещение, куда вас должны переселить?

Итак, повторим еще раз общее правило, установ­ленное действующим законодательством: граждане при переселении имеют право на предоставление им благоустроенных жилых помещений. ЖК РФ в ст. 89 уточняет, что жилое помещение должно быть бла­гоустроенным применительно к условиям соответ­ствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому, отвечать уста­новленным требованиям и находиться в черте данно­го населенного пункта. Разберемся, что значит «быть благоустроенным» и каким «установленным требованиям» помещение должно отвечать.

В приложении к Закону г. Москвы №29 указан перечень стандартов, которым должны соответство-1ать благоустроенные жилые помещения в столице. Согласно указанному документу благоустроенные жилые помещения в г. Москве должны соответство­вать следующим стандартам: дом (квартира) со все­ми видами удобств (водопровод, электроснабжение, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или Электрическая плита, горячее водоснабжение или га­зовая колонка) независимо от материала стен.  

Необходимо отметить, что в большинстве городов шей страны к благоустроенным жилым помещени­ям относят те, которые в основном обладают тем на­бором коммунальных удобств, перечисленным нами выше. Кроме того, благоустроенность помещения предполагает в первую очередь, что оно должно на­ходиться в жилом доме капитального типа. Конечно, разные населенные пункты имеют (могут иметь) раз­личную степень благоустроенности. Однако на прак­тике это не должно означать, что если переселяемый гражданин проживал в неблагоустроенном жилом помещении (например, в отселяемом доме отсутство­вало горячее водоснабжение), то и предоставлять ему должны такое же неблагоустроенное помещение. В то же время упоминание, что жилое помещение должно быть благоустроенным «применительно к условиям соответствующего населенного пункта», очевидно, означает также, что представление о благоустроен­ности в каком-нибудь районном городке несколько иное, чем, скажем, в столице.

Относительно упоминаемых в ст. 89 ЖК РФ «установленных требований» надо сказать, что их со­держание Кодекс подробно не раскрывает. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать «установленным санитарным и техническим прави­лам и нормам, иным требованиям законодательства». Несомненно, жилое помещение, помимо указанных требований, должно отвечать противопожарным, экологическим требованиям, строительным нормам и правилам. Причем многие требования постоянно меняются или дополняются. Так, в августе 2010 г. вступило в силу постановление Главного государ­ственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», уста­навливающее санитарно-эпидемиологические тре­бования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

В Положении, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 28 января 2006 г. № 47, о котором мы уже говорили выше, также четко зафиксированы требова­ния, которым должно отвечать жилое помещение.

Несколько слов о понятиях «равноценность» и «равнозначность», применяемых при предоставле­нии жилых помещений. Надо сказать, что понятия эти сложные, их значение, к сожалению, не раскрыва­ется действующим федеральным законодательством (на региональном уровне такие попытки делаются, например, в Законе г. Москвы №21). Это, в свою очередь, приводит к частым спорам, судебным разбира­тельствам по вопросу стоимости предоставляемых квартир или их потребительским характеристикам. По вопросу равноценности изымаемого и предо­ставляемого жилого помещения свою позицию высказал ВС РФ в обзоре судебной практики «Некоторые опросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» за 2002 г., указав при этом следующее: «Сама по себе стоимость квартиры не является достаточным доказательством е равноценности. Жилые помещения предназначены для проживания в них граждан, поэтому имеет значение сравнение потребительских качеств квартиры (размер, планировка, степень благоустройства т.д.)». Думается, что и в настоящее время данные разъяснения судебного органа не утратили своей ак­туальности.

Предоставляемое жилое помещение, говорится в законодательстве, должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому. Тем более что улучшение жилищных условий в таких случаях закон не предусматривает. Если квартира находится в соб­ственности гражданина, при переселении ему может Выть предоставлено другое жилое помещение (по мо­сковскому законодательству - другое равнозначное Жилое помещение).

Судебная практика показала, что учитывать при Переселении только рыночную стоимость квартиры не всегда верно. Помимо стоимости необходимо при­нимать во внимание размер жилой площади, количе­ство комнат, параметры благоустроенности, планировку, сложившуюся инфраструктуру и т.д. Иначе говоря, для многих граждан большое значение имеет сравнение потребительских свойств квартир, так как от этого будет зависеть качество их дальнейшей жиз­ни. Действительно, можно понять гражданина, не со­гласного с тем, что вместо двухкомнатной квартиры ему предлагают однокомнатную, несмотря на то, что она при этом по площади не уступает первой. Именно поэтому люди часто не согласны с вариантами пере­селения, считая предоставляемое жилье не равноцен­ным изымаемому. При таком подходе рыночная стои­мость жилья иногда становится для граждан катего­рией вторичной.

Таким образом, применяемые понятия «равно­значность» и «равноценность» не являются тожде­ственными. При различных правовых интересах, ска­жем, собственника сносимого жилого помещения, их содержательный аспект неоднозначен. Равноценность в данном случае будет определяться равной стоимо­стью возмещения за сносимое жилое помещение, а равнозначность будет означать, отвечает ли устояв­шимся потребительским интересам собственника пре­доставляемое жилое помещение.

2.7. Что делать, если вам хотят предоставить неравноценное жилье?

 

Понятно, что граждане при переселении не долж­ны соглашаться на ухудшение условий проживания. Если гражданин искренне считает, что ему предлага­ют неравноценное жилье, то ему необходимо отстаи­вать свои права. Ниже мы еще будем говорить под­робно о способах защиты жилищных прав граждан, а сейчас некоторые рекомендации относительно того, какие действия необходимо предпринимать в этом случае.

Во-первых, требования гражданина, его позиция, должны основываться на нормах права. Для этого Необходимо, как минимум, ознакомиться как с феде­ральным, так и местным законодательством, опреде­ляющим порядок и условия переселения граждан.

Во-вторых, гражданин должен действительно ре­ально оценить жилье, из которого отселяется, и то, которое предлагают взамен. Не стоит предъявлять чрезмерных требований к местным органам или застрой­щику, однако и сразу соглашаться на предложенный вариант также не следует. В большинстве случаев начале предлагают далеко не лучшие варианты. В-третьих, по возможности грамотно затягивай­те решение вашего вопроса. Инвестор, местные ор­ганы, отвечающие за переселение, заинтересованы в скорейшем и бесконфликтном отселении жильцов, и возможно, что вам предложат устраивающий вас ва­риант. Однако не переусердствуйте. В случае отказа гражданина от предлагаемых вариантов переселения более двух раз вопрос будет решаться в судебном по­рядке.

В-четвертых, имейте в виду, что в законодатель­стве столицы, например, закреплена норма, которая определяет, что требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законо­дательства Москвы о предоставлении жилого поме­щения в конкретном месте, доме, на этаже, по кон­кретному адресу, с определенным количеством комнат, удовлетворению не подлежат.

И последнее. Если переговоры и иные действия не принесли желаемых результатов, гражданин вправе обратиться в суд с иском о предоставлении квартиры в

соответствии с требованиями, установленными законом, либо с имущественным иском о выплате соответствующей суммы. Излишне говорить, что гражданин при этом должен запастись очень вескими аргумента ми, чтобы убедить суд в том, что жилье, предлагаемое ему для отселения, действительно неравноценно освобождаемому.

2.8. Что такое компенсация?

 

В случае сноса жилого дома прежнее жилищное законодательство предусматривало предоставление собственнику жилого помещения другого равноцен­ного жилья. Ныне действующее законодательство установило следующий порядок: по общему правилу собственнику жилого помещения выплачивается де­нежная компенсация. При этом законодатель преду­смотрел возможность получения собственником ино­го жилого помещения взамен изымаемого, но только по соглашению сторон. Таким образом, приоритет от­дан денежному возмещению (компенсации) за изыма­емое жилое помещение.

Согласно московскому законодательству собст­венники при переселении имеют право на предостав­ление равноценного возмещения (компенсации) по их выбору в денежной или натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения, либо на выкуп у них жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка. Размер возме­щения (компенсации) либо выкупной цены опреде­ляется соглашением сторон на основе независимой оценки и должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения. Де­нежная компенсация собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобрете­ния жилого помещения. При наличии у собственника другого жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или пользования, компенсация может быть использована в иных целях. Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику, как мы уже отмечали выше, в виде дру­гого благоустроенного жилого помещения.

2.9. Выселение нанимателей и собственников жилых помещений в связи со сносом дома. Как это происходит?

 

Выселение, по сути, является завершением предшествующих событий, порой весьма бурных (со-I бытия в московских поселках Речник, Бутово, всколыхнувшие общественность, показывают, насколько острыми бывают проблемы, связанные со сносом до­мов и переселением жильцов). Поэтому, чтобы разо­браться в этом вопросе, мы должны определить не­кий алгоритм действий, предпринимаемых заинтере­сованными лицами (кто выселяет и кого выселяют), разбить эти действия на этапы, последний из которых и будет, собственно, выселением (переселением) в другое жилье.

Применяющиеся в жилищном законодательстве понятия «выселение», «переселение», «освобождение жилых помещений» хотелось бы рассматривать годном контексте, однако это будет не совсем верно. «Выселение» и «переселение» понятия хоть и сходные, но каждое с определенными особенностями. «Выселение» чаще всего означает именно принудительное освобождение жилого помещения от проживающих в нем лиц, причем как с предоставлением Жилого помещения, так и без такового. «Переселе­ние» означает освобождение жилого помещения от проживающих в нем лиц, как правило, в добровольном (но не всегда) порядке, но обязательно с предо­ставлением другого жилого помещения. Впрочем, вы­селение по тому основанию, о котором мы говорим (т.е. снос дома), фактически означает переселение из одного помещения в другое, пусть даже и на основа­нии решения суда.

В принципе, о многих действиях, прямо или кос­венно связанных с выселением, мы уже неоднократно говорили выше. Просто данные действия необходимо рассмотреть в определенной последовательности, что мы и сделаем.

Первое. Межведомственная комиссия провела оценку соответствия помещения установленным тре­бованиям и признала жилое помещение непригодным для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. Граждане, собственники или наниматели, до поры до времени об этом могут и не знать, если оценка проводилась на основании заклю­чения органов, уполномоченных на проведение го­сударственного контроля и надзора. Впрочем, у соб­ственника помещения при этом могут запросить не­которые документы (копии правоустанавливающих документов, технический паспорт и др.), и таким об­разом он становится в курсе событий относительно его жилого дома. Если же оценка проводится на осно­вании заявления самого собственника помещения, то ему необходимо в течение тридцати дней со дня регистрации его заявления ждать соответствующего решения (заключения) комиссии. При этом к работе в комиссии собственник привлекается с правом сове­щательного голоса (или уполномоченное им лицо).

Второе. В установленный законом срок гражда­не уведомляются органом местного самоуправления о принятом решении о сносе дома. К собственникам жилых помещений предъявляется требование о сно­се дома в разумный срок. Если данное требование не выполнено, изымается земельный участок для му­ниципальных нужд с изъятием жилого помещения. Согласно московскому законодательству, граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты его при­нятия. Собственник жилого помещения, как уже от­мечалось, не позднее чем за год уведомляется о при­нятом решении об изъятии жилого помещения.

Третье. Самый трудный, важный, ответственный тап для граждан - решение конкретных вопросов о выкупе, субсидиях, рассмотрение предлагаемых вариантов переселения, заключение предварительных и основных договоров, оценка жилых помещений, сроки и порядок переезда и многое другое. Споры с ответственными лицами, надежды на лучшее.

Четвертое. Кто-то получил квартиру, о которой мечтал, кто-то - о которой и не мечтал, другие скрепя сердце согласились на предложенный вариант, жилое помещение освобождается собственником в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем чрез месяц после получения документа о праве собственности на жилое помещение либо получения денежной компенсации или выкупной цены в полном размере. Нанимателем жилое помещение освобождается не позднее чем через месяц после заключения соответствующего договора на предоставленное жи­лое помещение, если иное не будет установлено договором.

Пятое. А вот у некоторых граждан данный жилищный вопрос дошел до суда, в который вправе обратиться и та, и другая сторона. Если гражданину уда­лось отстоять свои права и законные интересы в суде (например, относительно района проживания, площа­ди квартиры и т.д.), то ему, имея на руках судебное ре­шение, остается надеяться, что данное решение скоро будет выполнено соответствующим уполномоченным органом. В противном случае гражданину необходимо добровольно выполнять решение суда, иначе встанет вопрос о принудительном выселении на основании решения суда.

Согласно ст. 107 Федерального закона от 2 октя­бря 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве» выселение включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением.

В случае, если гражданин в течение установленно­го срока для добровольного исполнения не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о взыскании с него ис­полнительского сбора и установить новый срок для выселения. При этом гражданин предупреждается, что по истечении установленного срока принудитель­ное выселение будет производиться без дополнитель­ного извещения. Выселение производится с обяза­тельным участием понятых, а в необходимых случаях и при содействии сотрудников органов внутренних дел, с составлением акта о выселении и описи имуще­ства. Необходимо отметить, что в судебном решении помимо сведений о выселяемом гражданине, членах его семьи, жилом помещении, из которого произво­дится выселение, указывается также жилое помеще­ние, которое должно быть предоставлено выселяемо­му гражданину.

2.10. Ваши права нарушены? Основные способы защиты прав и интересов собственников и нанимателей жилых помещений в домах, подлежащих сносу

 

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданский кодекс РФ в ст. 12 приводит перечень основных способов защиты гражданских прав:  

-  признание права;

-  восстановление положения, существовавшего

-  нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;

-  признание оспоримой сделки недействитель­ной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

-  признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

-  самозащита права;

-  присуждение к исполнению обязанности в на-ре;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсация морального вреда;

-прекращение или изменение правоотношения;

- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

 Перечень этот не является исчерпывающим, законом могут устанавливаться и иные способы защиты.

Жилищный кодекс РФ закрепляет право граждан по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том чис­ле распоряжаться ими (ст. 1 ЖК РФ). Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. В ст. 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетен­ции обеспечивают условия для осуществления граж­данами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за соблюдением установленных законода­тельством требований при осуществлении жилищ­ного строительства, в установленном порядке предо­ставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых по­мещений государственного или муниципального жи­лищного фонда.

Могут ли граждане эффективно отстаивать свои права и интересы в случаях, если их дом «попал под снос»? Могут. Надо только знать, как правильно это делать, как использовать весь «арсенал» средств, пре­доставленный законодательством, и, если хотите, чет­ко определить «тактические и стратегические цели и задачи» при отстаивании своих прав и интересов. Граждане, пытаясь решить свои проблемы, связан­ные со сносом жилых домов, часто слышат совет спе­циалистов (иногда, к сожалению, и неспециалистов): обращайтесь в суд. Причем такой совет можно услы­шать, как это ни странно, в любой период времени, начиная от периода «разговоров и слухов» о сносе и заканчивая действительным сносом дома при сохра­няющейся нерешенной конфликтной ситуации, свя­занной с ним. Бесспорно, совет обратиться в суд за разрешением возникших вопросов, юридически пра­вильный (и мы о судебной защите еще скажем), но не всегда тактически верный. Попробуем разобраться.

Собственнику сносимого жилья (и также нанимателю) в конечном счете нужны не затяжные судебные споры, не сам «процесс» изъятия жилья, а итоговый результат: его жилищные права не нарушены, для Себя и своей семьи он смог получить максимально Возможное. Добиться этого можно, только если знать ответы на следующие вопросы:

1) какими правами обладает собственник и наниматель?

2) кто вправе принимать решения об изъятии жилья?

3) с кем придется решать спорные вопросы - только с государственными и муниципальными орга­нами или также со сторонними организациями, если посторонними организациями, то каков объем их пра­вомочий при сносе жилья?

 4) кто и когда вправе инициировать судебный спор?

 Как мы уже рассматривали выше, изъятие соб­ственности (жилья) допускается лишь на основании решения государственного или муниципального органа. Кроме того, изъять жилое помещение собствен­ника возможно только для государственных и муни­ципальных нужд. Что же в действительности происходит на практике?

 Известно, что земля, на которой находятся попав­шие под снос строения, как правило, выделяется под жилищное или иное строительство коммерческим организациям-застройщикам. Строения, находящие­ся на выделенном земельном участке, должны быть Снесены застройщиком (часто это является необхо­димым условием при предоставлении ему земельного участка). Однако вопросы изъятия жилья при пере­даче коммерческой организации земельного участка (в аренду или в собственность) законодательно не урегулированы. Таким образом, предоставление земельного участка для строительства не может служить основанием для волевого изъятия жилья исходя из государственных или муниципальных нужд. При ступая к строительству, застройщик преследует коммерческую цель, он не действует в государственных или муниципальных интересах.

Надо сказать, что еще в период действия старого ЖК РСФСР (но при действующем новом ГК РФ) судебная практика строилась на том, что принудительное отчуждение недвижимого имущества, находяще­гося в собственности граждан, допускается только и случае изъятия земельного участка для государствен­ных или муниципальных нужд и только по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.

Например, закрытое акционерное общество (ЗАО) обратилось в суд с иском к М. о выселении ее и членов ее семьи с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. При этом истец ссылался на то, что постановлением главы администрации города ему был выделен под строительство гаражей земельный участок, в границах которого расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности М., однако она и другие ответчики, проживающие в этом доме, отказались от заключения во исполнение изданного постановления договора о переселении в другое благо устроенное жилое помещение.

Районный суд иск удовлетворил, М. и члены ее семьи должны быть выселены с предоставлением другого жилого помещения. Судебная коллегия по гражданским делам краевого суда решение оставила в основном бел изменения.

Однако в дальнейшем Президиум краевого суда удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене судебных решений. Основания к этому указаны следующие.

Земельный участок, на котором расположен при­надлежащий М. на праве собственности жилой дом, не изымался для государственных или муниципальных нужд. Из постановления главы администрации города видно, что участок находится в составе земель, предо­ставленных в аренду коммерческой организации, ко­торой предложено заключить договоры с гражданами, проживающими в сносимых жилых домах, на переселе­ние в соответствии с нормами в приобретенный жи-\ лай фонд. Следовательно, отселение граждан из сноси-Е мых жилых домов и прекращения их права собствен-I ности на эти дома может быть осуществлено только I с согласия собственников путем заключения договора, I что соответствует положениям п. 1 ст. 235 ГК РФ, I устанавливающей основания прекращения права собственности. Между тем такой договор с ответчиками I заключен не был, поэтому они не могли быть выселены из принадлежащего на праве собственности дома в jj другие жилые помещения.

Кроме того, суд указал, что в соответствии с п. 1 I ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных I нужд невозможно без прекращения права собствен­ности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это иму­щество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов б порядке, предусмотренном соответственно ст. 279-282 и ст. 284-286 ГК РФ (обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной  практики по гражданским делам»).

 В настоящее время, при новом ЖК РФ, суды за­нимают аналогичную позицию - изъятие жилого помещения у собственника возможно только при изъятии земельного участка именно для государ­ственных или муниципальных нужд. Кроме того, суды при рассмотрении споров между собственника­ми жилых помещений, подлежащих сносу, и коммер­ческими ^организациями, получившими земельные участки для застройки, часто руководствуются в пер­вую очередь не нормами ЖК РФ, а нормами граждан­ского и земельного законодательства.

Собственник должен понимать (и вышесказанное подтверждает это), что изъять жилое помещение на нужды коммерческой организации (под снос) прак­тически невозможно. Возникает вопрос: на чем же должны строиться взаимоотношения застройщика и собственника сносимого жилья? На соглашении, на взаимных договоренностях. И вот тут собственник должен проявить максимум осторожности. По воз­можности, прежде чем подписывать договор или иные документы, посоветуйтесь с юристом. Если условия выкупа жилья собственника не устраивают, он мо­жет постараться затянуть переговоры. Застройщика не устраивает потеря времени, он может стать более сговорчивым. Однако и собственник не должен зани­мать непримиримую позицию, настаивая на условиях, заведомо невыполнимых. Необходимо соблюдать «ба­ланс интересов», неоправданное упрямство не всегда конструктивно.

Представим, что стороны не достигли соглашения о выкупной цене жилья или иных условиях выкупа. В этом случае, как уже отмечалось выше, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Впрочем, в суд может обратиться и сам собственник жилого помещения, и коммерческая организация, которой выделен земельный участок. Соб­ственник при желании (и особенно при знании норм процессуального права), может затянуть судебный процесс на долгие месяцы, используя при этом впол­не законные основания (ходатайства об истребовании документов, о проведении экспертиз, болезнь и т.д.). Есть вероятность, что спор разрешится миром. Кроме того, по таким спорам всегда большие шансы, что суд может встать на сторону собственника, согласится с его доводами относительно условий выкупа. Хочется отметить, что положение собственника жилого поме­щения при сносе является более прочным, если он об­ладает земельным участком на праве собственности (конечно, надлежаще оформленном). Орган, приняв­ший решение об изъятии жилого помещения, в уста­новленном законом порядке обязан также принять решение об изъятии земли путем выкупа (ст. 279 ГК РФ).

Несколько слов о позиции лица, являющегося нанимателем жилого помещения, подлежащего носу.

Как мы уже ранее сказали, решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подле­жащим сносу служит основанием расторжения до­говоров социального найма и выселением граждан, занимавших жилые помещения на основании данных договоров. Другое жилье таким гражданам предо­ставляют органы, принявшие решение о сносе дома (ст. 86 ЖК РФ). Наниматель должен знать: вопросы взаимоотношений с застройщиком, и в первую оче­редь порядок отселения им граждан, законодательно не определены.

Правомочием по предоставлению нового жилья 110 договору социального найма обладает не застрой­щик, а государственный и муниципальный органы.

 

У застройщика, таким образом, нет никаких законных оснований отселять граждан без их согласия. Однако на практике именно застройщику вменяют в обязанность решать вопросы с отселением не только собственников жилых помещений, но и нанимате­лей. Застройщик по договоренности с нанимателем может предоставить ему другое жилье, но уже в соб­ственность, либо компенсировать в денежной форме потерю права на жилье в сносимом доме. В этом слу­чае наниматель может занять позицию, аналогичную позиции собственника (если, конечно, его не буду! устраивать предложенные условия).

Возможны также ситуации, когда жители дома (собственники или наниматели, неважно) не соглас­ны не с предложенными условиями, а со сносом дома вообще. Например, дом расположен в хорошем райо­не с развитой инфраструктурой, благоустроен, его со­стояние не является аварийным и т.д. Однако терри­тория приглянулась для каких-то целей властям или влиятельным инвесторам-застройщикам. Практика показывает, что при определенном упорстве с обеих сторон (жителей дома, с одной стороны, и админи­страцией, застройщиком и иногда даже подрядчи­ком - с другой) может начаться «война», затяжная и бескомпромиссная, в которой все средства хороши в достижении поставленных целей. Говорите, ваш дом не аварийный? Так вскоре будет признан аварийным. И пусть жильцы не удивляются, что вместо конкрет­ных, нормальных предложений об условиях выкупа, получат уведомления о том, что они обязаны осуще­ствить за свой счет снос своего же «аварийного» дома. Готовиться надо жильцам и к тому, что в местной администрации будут проводиться собеседования но вопросам сноса дома с каждым из них в индивидуаль­ном порядке.

Что в этом случае должны предпринимать жиль­цы? Понимая, что окончательную точку в споре рано или поздно все равно поставит только суд, жильцы дома (их инициативная группа), готовясь к судебным разбирательствам, тем не менее, могут параллель­но использовать и другие способы: привлечь внима­ние к спору местных средств массовой информации, общественных организаций (правозащитных, эколо­гических и др.). И, конечно же, подавать жалобы и заявления в вышестоящие органы государственной власти, в прокуратуру, милицию, уполномоченному по правам человека. Некоторые считают, что такие действия граждан неэффективны. Позволим с этим не согласиться. Большой шум, который поднимают строптивые жильцы, не может быть на руку ни мест­ной власти, ни застройщику. Репутация последнего среди граждан и юридических лиц небезразлична для него. Кроме того, указанные выше действия не влекут для граждан каких-либо особых потерь времени и тем более средств.

Навигация

стр. 1 --- стр. 2 --- стр. 3 --- стр. 4 --- стр. 5 --- стр. 6 --- стр. 7 --- стр. 8


← Назад к списку новостей